Ещё

Олег Киреев: У нас всегда аншлаги! 

Фото: ИД "Собеседник"
Олег Киреев — всемирно известный саксофонист, звезда мирового калибра, которого один из музыкальных критиков назвал человеком, «для которого придуман саксофон»; народный артист Республики Башкортостан, первый музыкант в России, соединивший этнические джазовые мотивы с удивительными народными башкирскими инструментами и завораживающим горловым пением. Его музыкальный альбом «Мандала» 2008 года и альбом 2016 года «The Meeting» были номинированы на премию «Грэмми».
Киреев выступал на таких фестивальных площадках мира, как Montre Jazz Festival (Швейцария), London Festival (UK), SXSW (USA), NIS (SR), NOVI SAD Festival и многих других.
— В 2008 году вы были номинированы на знаменитую премию «Грэмми» за свой музыкальный альбом, записанный в США. C чего началась история создания того альбома?
— Это была первая номинация на заветный «граммофон» — тогда, в 2007 году, альбом «Mandala», записаный на нью-йоркском лейбле «Jazzheads», выдвигался на премию в категории «Лучший современный джазовый альбом». После этого в 2016-м альбом «The Meeting», написанный совместно с известным трубачом Томом Харрелом и при участии американского трио пианиста Кейта Джаворса, был заявлен на получение 59-й музыкальной премии «Грэмми». Альбом «The Meeting» шесть недель продержался в топ-50 ведущих джазовых радиостанций. А идея этого альбома появилась в продолжение сотрудничества с Кейтом Джаворсом, с которым мы познакомились по интернету. Тогда я пригласил его приехать на выступление в один из клубов Москвы, который тогда курировал. А потом мы сыграли вместе, возникли новые идеи, ритмы, мелодии. В результате получилось большое музыкальное полотно, составленное из ярких идей и фрагментов. Позже к нам присоединились басисты Бен Уильямс, Борис Козлов и барабанщик Э. Дж. Стриклэнд — все очень известные имена в мире музыки.
— Где сейчас можно послушать ваш альбом?
— Альбом можно скачать со всех мировых интернет-площадок, а эсклюзивный тираж есть и физический, он продается с сайтов США.
— Будете ли вы еще раз предпринимать попытки в направлении «Грэмми»?
— Обязательно! Тем более, учитывая прошлый опыт, с каждой пластинкой становится еще более интересным этот микс джаза и мировой музыки.
Конечно, и «Грэмми», и другие конкурсы и награды в наше время стали и площадкой для политических аргументов в присуждении, увы. Но я верю, что музыка, как и добро, все равно победит все трудности и сложности музыкального бизнеса!
— Как российскому музыканту получить мировое признание?
— Отвечая на этот вопрос, хочется рассказать анекдот. Он хорошо известен в музыкальной среде. Встречаются два незнакомых музыканта на Манхэттене, и один другого спрашивает: «Простите, как попасть в Карнеги Холл?» Другой отвечает: «Рractice, practice and practice!» [«Практиковаться, практиковаться и практиковаться!» — прим. ред.]
Ну а если серьезно, то помимо профессионального мастерства претенденту на «Грэмми» нужен международный опыт концертной деятельности и сотрудничества с другими музыкантами. Важно познавать предмет продюсирования своего «продукта» — так модно теперь называть и Музыку. И, не покладая рук, трудиться.
— Вы единственный представитель и родоначальник направления этно-джаз в России. Расскажите, как все начиналось?
— Ну, не совсем так — в Советском Союзе было и старшее поколение музыкантов, которые экспериментировали с фольклором. Но то направление можно назвать одностилевым мышлением в духе самих музыкантов того времени. Мое же творчество завязано больше на фьюжн всех стилей и музыки народов мира.
И развитие этой музыки во многом произоло благодаря «Орлану» — ансамблю, который я основал еще в 1986 году. Наш коллектив еще в советское время покорял фестивали неординарностью. В те годы, когда только появился ансамбль, у нас просто были горящие от музыки глаза. Нам тогда хотелось привнести в музыку нечто новое, свое. И мы обратились к татарско-башкирским мелодиям, мелодиям нашего края — Башкортостана, земли, откуда мы сами. Джаз позволил нам воплотить наши представления о новом направлении, мы объединили музыку народов мира и джазовые стандарты необычным способом. С «Орланом» мы прославляли национальные инструменты курай и кубыз именно средствами джаза. А вообще еще с самого детства я был покорен богатством звучания национальных инструментов Башкортостана, воздействием древнего горлового пения, присутствующего в традициях буддийских народов, живущих по соседству. Хотелось все это привнести в творчество.
Став народным коллективом Башкирии в 88-м году, мы выпустили первый релиз «Башкирские легенды» в 89-м на звукозаписывающем лейбле «Мелодия», одновременно успешно выступая на отечественных фестивалях по всей стране. Выступали и зарубежом. Так все и началось.
— Вы активно гастролируете по России, так и по миру. Что сейчас играете и что любит публика?
— Публика любит самую разную музыку, и для каждой страны, для каждого города в моем репертуаре есть произведения. Англичане, например, приветствуют джаз как он есть, такую музыку сложнее воспримут даже у нас в России. Часто я выступаю на сцене с известными музыкантами тех стран, в которых проходят гастроли. Еще в феврале нас отлично встречали в Сербии, в самом большом концертном зале «Колорац» мы играли с известным музыкантом Балкан — Василом Хаджимановым, его публика знает и любит, наши музыкальные эксперименты там были приняты с аншлагом.
Совсем скоро состоятся несколько моих концертов в России, где я играю и джазовую музыку из знаменитых голливудских кинофильмов, и романтические каверы, у нас даже есть детская музыкальная программа. Многое я выкладыаю и на свои каналы в Youtube, изучаю спрос публики. Вкусовые предпочтения многогранны, и мы, музыканты, всегда можем предложить зрителю то, что он хочет услышать.
— Принимает ли Россия джаз? Как отличается восприятие такой высокой музыки в столице и регионах?
— Ну, то, что я играю сегодня — не всегда джаз, а иногда и просто красивая саксофонная музыка и кавера на известные мелодии. Cейчас во всем мире есть такая тенденция, и я не прошел мимо этого тренда. Так, совсем скоро будет представлена совершенно новая программа «Романтик сакс», где звучат любимые мелодии из кино и прошлого в оригинальных и красивых аранжировках. А джаз как искусство продолжает свою жизнь в залах филармоний и на сценах фестивалей во многих городах РФ.
— Какие страны мира — самые джазовые и музыкальные? Кто больше открыт экспериментам?
— Конечно же, европейские страны и Северная Америка, но и мы подтягиваемся. Появилось много одаренных ребят, которые блестяще владеют языком мирового джаза. Европейский джаз больше открыт экспериментам в первую очередь с авангардной музыкой.
— После получения специальной премии за выдающееся выступление на джазовом фестивале в Монтрё в Швейцарии (1996 год) вы приобрели значительную известность в международном сообществе музыкантов. Сказалось ли это на вашей карьере и предложениях о совместной работе от российских музыкантов или певцов и тех, кто творит за рубежом?
— До Монтре я уже пожил и поиграл, а также записал первую российско-польскую пластинку с лучшими музыкантами Польши, а также отучился в США у легендарного Бата Банка, где получил счастье игры с легендами и звездами американского джаза. Мне всегда приятно, что американцы сами приглашали и приглашают меня в свои проекты в качестве «солитера» [главной звезды — прим. ред.] проекта или лидером.
— Вы еще и руководите «Академ Джаз Клубом», в котором выступают известные артисты. Такой камерный формат концертов пользуется популярностью. И как возникла идея создания такого клуба?
— Да, так случилось, что в моей музыкальной карьере продюсирование и развитие хорошей музыки, не только джаза, стало частью моей творческой жизни. И на сцене «Академ Джаз Клуба» в Москве, где всегда выступают лучшие музыканты страны и зарубежья, тем более мы находимся в историческом месте — Арбат, 38.
— Кто выступает у вас и легко ли артисты мегауровня соглашаются на сотрудничество с вашей площадкой?
— Конечно, многолетняя репутация нашей команды и уважение, любовь к творчеству артистов, — все это дает положительный эффект. Концерты звезд стали настолько регулярными и публика настолько полюбила наш клуб, что порой мы вынуждены отказываться от гастролирующих интересных музыкантов. Этот клуб не такой большой, и в нем всегда уютно и музыкантам, и слушателям.
— Случаются ли у вас аншлаги и какие артисты собирали полный «Академ Джаз Клуб»? И назовите самый весомый аргумент, почему зрители должны выбрать именно «Академ Джаз Клуб».
— Недавно я впервые представил свой новый проект с замечательным певцом Дмитрием Носовым под названием «Трибьют Фрэнку Синатре» — аншлаг. Выступают знаменитые музыканты «Машины времени» — аншлаг. Аншлаги практически всегда у нас! Каждую неделю, начиная со среды по воскресенье, лучшие музыканты рвут свои струны — души и инструментов — для любимой публики!
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео