Олег Киреев: У нас всегда аншлаги!
Олег Киреев — всемирно известный саксофонист, звезда мирового калибра, которого один из музыкальных критиков назвал человеком, «для которого придуман саксофон»; народный артист Республики Башкортостан, первый музыкант в России, соединивший этнические джазовые мотивы с удивительными народными башкирскими инструментами и завораживающим горловым пением. Его музыкальный альбом «Мандала» 2008 года и альбом 2016 года «The Meeting» были номинированы на премию «Грэмми». Киреев выступал на таких фестивальных площадках мира, как Montre Jazz Festival (Швейцария), London Festival (UK) , SXSW (USA), NIS (SR), NOVI SAD Festival и многих других. — В 2008 году вы были номинированы на знаменитую премию «Грэмми» за свой музыкальный альбом, записанный в США. C чего началась история создания того альбома? — Это была первая номинация на заветный «граммофон» — тогда, в 2007 году, альбом «Mandala», записаный на нью-йоркском лейбле «Jazzheads», выдвигался на премию в категории «Лучший современный джазовый альбом». После этого в 2016-м альбом «The Meeting», написанный совместно с известным трубачом Томом Харрелом и при участии американского трио пианиста Кейта Джаворса, был заявлен на получение 59-й музыкальной премии «Грэмми». Альбом «The Meeting» шесть недель продержался в топ-50 ведущих джазовых радиостанций. А идея этого альбома появилась в продолжение сотрудничества с Кейтом Джаворсом, с которым мы познакомились по интернету. Тогда я пригласил его приехать на выступление в один из клубов Москвы, который тогда курировал. А потом мы сыграли вместе, возникли новые идеи, ритмы, мелодии. В результате получилось большое музыкальное полотно, составленное из ярких идей и фрагментов. Позже к нам присоединились басисты Бен Уильямс, Борис Козлов и барабанщик Э. Дж. Стриклэнд — все очень известные имена в мире музыки. — Где сейчас можно послушать ваш альбом? — Альбом можно скачать со всех мировых интернет-площадок, а эсклюзивный тираж есть и физический, он продается с сайтов США. — Будете ли вы еще раз предпринимать попытки в направлении «Грэмми»? — Обязательно! Тем более, учитывая прошлый опыт, с каждой пластинкой становится еще более интересным этот микс джаза и мировой музыки. Конечно, и «Грэмми», и другие конкурсы и награды в наше время стали и площадкой для политических аргументов в присуждении, увы. Но я верю, что музыка, как и добро, все равно победит все трудности и сложности музыкального бизнеса! — Как российскому музыканту получить мировое признание? — Отвечая на этот вопрос, хочется рассказать анекдот. Он хорошо известен в музыкальной среде. Встречаются два незнакомых музыканта на Манхэттене, и один другого спрашивает: «Простите, как попасть в Карнеги Холл?» Другой отвечает: «Рractice, practice and practice!» [«Практиковаться, практиковаться и практиковаться!» — прим. ред.] Ну а если серьезно, то помимо профессионального мастерства претенденту на «Грэмми» нужен международный опыт концертной деятельности и сотрудничества с другими музыкантами. Важно познавать предмет продюсирования своего «продукта» — так модно теперь называть и Музыку. И, не покладая рук, трудиться. — Вы единственный представитель и родоначальник направления этно-джаз в России. Расскажите, как все начиналось? — Ну, не совсем так — в Советском Союзе было и старшее поколение музыкантов, которые экспериментировали с фольклором. Но то направление можно назвать одностилевым мышлением в духе самих музыкантов того времени. Мое же творчество завязано больше на фьюжн всех стилей и музыки народов мира. И развитие этой музыки во многом произоло благодаря «Орлану» — ансамблю, который я основал еще в 1986 году. Наш коллектив еще в советское время покорял фестивали неординарностью. В те годы, когда только появился ансамбль, у нас просто были горящие от музыки глаза. Нам тогда хотелось привнести в музыку нечто новое, свое. И мы обратились к татарско-башкирским мелодиям, мелодиям нашего края — Башкортостана, земли, откуда мы сами. Джаз позволил нам воплотить наши представления о новом направлении, мы объединили музыку народов мира и джазовые стандарты необычным способом. С «Орланом» мы прославляли национальные инструменты курай и кубыз именно средствами джаза. А вообще еще с самого детства я был покорен богатством звучания национальных инструментов Башкортостана, воздействием древнего горлового пения, присутствующего в традициях буддийских народов, живущих по соседству. Хотелось все это привнести в творчество. Став народным коллективом Башкирии в 88-м году, мы выпустили первый релиз «Башкирские легенды» в 89-м на звукозаписывающем лейбле «Мелодия», одновременно успешно выступая на отечественных фестивалях по всей стране. Выступали и зарубежом. Так все и началось. — Вы активно гастролируете по России, так и по миру. Что сейчас играете и что любит публика? — Публика любит самую разную музыку, и для каждой страны, для каждого города в моем репертуаре есть произведения. Англичане, например, приветствуют джаз как он есть, такую музыку сложнее воспримут даже у нас в России. Часто я выступаю на сцене с известными музыкантами тех стран, в которых проходят гастроли. Еще в феврале нас отлично встречали в Сербии, в самом большом концертном зале «Колорац» мы играли с известным музыкантом Балкан — Василом Хаджимановым, его публика знает и любит, наши музыкальные эксперименты там были приняты с аншлагом. Совсем скоро состоятся несколько моих концертов в России, где я играю и джазовую музыку из знаменитых голливудских кинофильмов, и романтические каверы, у нас даже есть детская музыкальная программа. Многое я выкладыаю и на свои каналы в Youtube, изучаю спрос публики. Вкусовые предпочтения многогранны, и мы, музыканты, всегда можем предложить зрителю то, что он хочет услышать. — Принимает ли Россия джаз? Как отличается восприятие такой высокой музыки в столице и регионах? — Ну, то, что я играю сегодня — не всегда джаз, а иногда и просто красивая саксофонная музыка и кавера на известные мелодии. Cейчас во всем мире есть такая тенденция, и я не прошел мимо этого тренда. Так, совсем скоро будет представлена совершенно новая программа «Романтик сакс», где звучат любимые мелодии из кино и прошлого в оригинальных и красивых аранжировках. А джаз как искусство продолжает свою жизнь в залах филармоний и на сценах фестивалей во многих городах РФ. — Какие страны мира — самые джазовые и музыкальные? Кто больше открыт экспериментам? — Конечно же, европейские страны и Северная Америка, но и мы подтягиваемся. Появилось много одаренных ребят, которые блестяще владеют языком мирового джаза. Европейский джаз больше открыт экспериментам в первую очередь с авангардной музыкой. — После получения специальной премии за выдающееся выступление на джазовом фестивале в Монтрё в Швейцарии (1996 год) вы приобрели значительную известность в международном сообществе музыкантов. Сказалось ли это на вашей карьере и предложениях о совместной работе от российских музыкантов или певцов и тех, кто творит за рубежом? — До Монтре я уже пожил и поиграл, а также записал первую российско-польскую пластинку с лучшими музыкантами Польши, а также отучился в США у легендарного Бата Банка, где получил счастье игры с легендами и звездами американского джаза. Мне всегда приятно, что американцы сами приглашали и приглашают меня в свои проекты в качестве «солитера» [главной звезды — прим. ред.] проекта или лидером. — Вы еще и руководите «Академ Джаз Клубом», в котором выступают известные артисты. Такой камерный формат концертов пользуется популярностью. И как возникла идея создания такого клуба? — Да, так случилось, что в моей музыкальной карьере продюсирование и развитие хорошей музыки, не только джаза, стало частью моей творческой жизни. И на сцене «Академ Джаз Клуба» в Москве, где всегда выступают лучшие музыканты страны и зарубежья, тем более мы находимся в историческом месте — Арбат, 38. — Кто выступает у вас и легко ли артисты мегауровня соглашаются на сотрудничество с вашей площадкой? — Конечно, многолетняя репутация нашей команды и уважение, любовь к творчеству артистов, — все это дает положительный эффект. Концерты звезд стали настолько регулярными и публика настолько полюбила наш клуб, что порой мы вынуждены отказываться от гастролирующих интересных музыкантов. Этот клуб не такой большой, и в нем всегда уютно и музыкантам, и слушателям. — Случаются ли у вас аншлаги и какие артисты собирали полный «Академ Джаз Клуб»? И назовите самый весомый аргумент, почему зрители должны выбрать именно «Академ Джаз Клуб». — Недавно я впервые представил свой новый проект с замечательным певцом Дмитрием Носовым под названием «Трибьют Фрэнку Синатре» — аншлаг. Выступают знаменитые музыканты «Машины времени» — аншлаг. Аншлаги практически всегда у нас! Каждую неделю, начиная со среды по воскресенье, лучшие музыканты рвут свои струны — души и инструментов — для любимой публики!