"Главное событие дня — открывается Транссибирский Арт-фестиваль". Так "Вести Новосибирск" начали вечерний выпуск, устроив прямое включение из Концертного зала им А.М.Каца, где приветствие президента Путина зачитал его полпред в Сибирском федеральном округе и выступил губернатор Новосибирской области. Успех Транссибирского Арт-фестиваля, названного в этом году "Лучшим музыкальным событием" и получившего статус важного события федерального уровня, обеспечивают мировая известность скрипача Вадима Репина и менеджерский талант продюсера Олега Белого.
- Вадим, Олег, вы умудряетесь зазывать в Сибирь музыкантов Первой лиги — абсолютных звезд, среди которых Кент Нагано, Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, меццо-сопрано Ольга Бородина, пианисты Рудольф Бухбиндер, Жан-Ив Тибоде, Даниил Трифонов , скрипачи Пинхас Цукерман, Леонидас Кавакос, виолончелисты Марио Брунелло, Миша Майский.
Вадим Репин: И стараемся не понижать градус интереса к фестивалю. На Wow-эффекте далеко не уйдешь, отсюда идеи, которые нацелены на будущее, которые не сразу приносят дивиденды.
- Как, например, ваша программа для школьников "Стань продюсером"?
Олег Белый: Ее придумали наши друзья из Германии. Три года назад мы пригласили их в Новосибирск, и результаты просто ошеломили. Подростки сами снимали фильмы про то, как готовили концерт, как старались привлечь публику. Дети из обычных общеобразовательных школ, которые раньше, по их собственному признанию, совсем не слушали классическую музыку, организовывали концерты профессиональных музыкантов – участников фестиваля — у себя в школе: продумывая логистику, доставку, составляя райдер артистов.
Вадим Репин: Надо уточнить, что начинается программа за два (!) месяца до фестиваля, когда в Новосибирск из Германии прилетает команда разработчиков со своими пособиями, проводит семинар, учит школьников разбираться в продюсировании и добиваться успеха.
ОБ: У ребят было много интересных идей по организации концертов. И мне кажется, полученные навыки пригодятся им во взрослой жизни, даже, если они и не свяжут ее с музыкой. То же самое – с нашей Академией арт- журналистики. В этом году мы проводим ее совместно с Высшей школой экономики, с профессором Анной Качкаевой, возглавившей Центр цифровых культур и медиаграмотности. Будет представлен учебник "Мультимедийная журналистика", получивший в этом году премию и статус "лучший". То есть, это тоже шире, чем музыкальная журналистика, это то, из чего сегодня все состоит, потому что все уходит в цифру, и если на это не реагировать, то мы просто вымрем как динозавры. И мы уже говорим: "Стоит ли расти вширь? Может, как-то стабилизироваться?" Но многое рождается спонтанно, из общения: приезжают музыканты, возникают идеи, по поводу которых мы с Вадимом думаем: "Почему бы и нет".
ВР: Вы знаете, мы получаем по несколько сообщений в день (!) от разных коллективов, организаций, которые хотят участвовать в фестивале. И это огромный багаж, огромные возможности. Но наша задача – удержать планку, не потерять достигнутый за шесть лет неплохой уровень.
- А что в этом году?
ВР: Дело в том, что до нас никак не мог доехать один из моих самых любимых дирижеров Туган Сохиев. Это стало многолетней мечтой, которая, наконец, грозит воплотиться. Музыкальный руководитель Большого театра будет дирижировать Новосибирским оркестром. Будет и опера на сцене, и театр кукол из Италии, и представление, в котором принимают участие Владимир Познер, Андрей Макаревич, Дмитрий Ситковецкий. Ситковецкий, кстати, который знаменит своими транскрипциями очень многих произведений, обработал для Транссибирского фестиваля дивертисмент Стравинского. Я буду его исполнять с симфоническим оркестром. По нашему заказу Александр Раскатов сочинил скрипичный концерт. Премьеры, кстати, прошлых лет начинают давать дивиденды. Так, с концертом Леры Ауэрбах, написанным несколько лет назад с посвящением Транссибирскому фестивалю, мы организуем целое турне по Америке, венцом которого будет выступление в Карнеги–холл, после чего в Вене и Иерусалиме будет представлена еще одна наша премьера – прошлогодняя, сочинение Софии Губайдулиной. Порой бывает невозможно уговорить организаторов концертов в Европе, Америке на исполнение чего-то нового – все боятся, придет ли публика. Но когда это фестивальный проект, интерес к новинкам огромный.
- А фестиваль этот – бизнес-проект или благотворительная история, культуртрегерство и желание улучшить мир?
ОБ: Везде по-разному. Бизнесом этот фестиваль назвать сложно. Город от города отличается даже в рамках одной страны. Мы вчера посчитали – у нас 27 городов в этом году, из которых 15 – впервые. И семь стран, из которых четыре — тоже впервые. Поэтому в каждом случае ищется взаимоприемлемое решение, позволяющее удержаться на плаву. Иногда что-то можно на этом заработать, иногда это может быть ноль, иногда — потери. Никто не знает заранее, что произойдет. Но если ничего не делать, то ничего и не случится.
- В зимний Зальцбург превратите Новосибирск?
ОБ: Кстати, что касается вечерней программы, то это задача вполне себе выполнимая. В Зальцбург не только за вечерней программой. И это уже, наверное, вопрос к Новосибирску: что можно предложить гостям, которые приедут на фестиваль? А в том, что желающих много, я не сомневаюсь. Но они не могут сидеть целыми днями в отеле в ожидании вечернего концерта.
- Нужна инфраструктура.
ОБ: Нужна инфраструктура, нужно, чтобы человеку было интересно, чтобы он увидел что-то такое, чего не увидит в Зальцбурге.
- Получается, менять Новосибирск, менять страну, мир? Шесть фестивальных лет принесли изменения?
ВР: В некоторых крохотных сибирских городах благодаря фестивалю построили концертные залы, где-то отремонтировали старые, где-то вдруг возник интерес к классическому искусству.
ОБ: И для молодого поколения сибирских музыкантов фестиваль создал невероятные возможности. В течение года работает фестивальная программа "Школа мастеров", где профессора ведущих консерваторий мира проводят не просто мастер-классы, а ведут продолжительные мастер-курсы. Одна из участниц которых, кстати, сейчас в основной программе нынешнего фестиваля будет играть с Харбинским оркестром в Новосибирске, Санкт-Петербурге и Москве. То есть, это уже наш кадр, фестивальный. Уверен, что через пару лет о ней узнают все.
ВР: И еще в этом году рождается очень важный для нас проект – фестивальный Транссибирский симфонический оркестр. Он будет молодежным. В первом концерте примут участие сибиряки, но к концу года к ним присоединятся музыканты из Парижской консерватории, из Екатеринбурга. И мне не терпится их услышать.