Войти в почту

Выселения, притеснения, передел: как Крым стал русским при Екатерине II

Пять лет назад в украинском Крыму, который к тому моменту уже контролировали российские войска, был проведен референдум о статусе полуострова. Через пару дней Россия приняла его в свой состав. С тех пор вопрос «Чей Крым?» стал таким же сакраментальным, как «Кто виноват?» и «Что делать?» Пять лет после "Крымской весны". Что получили? Главным аргументом в пользу действий России стала защита русского населения и историческая принадлежность Крыма. «Собеседник» решил изучить предыдущее присоединение полуострова к России в конце XVIII века при Екатерине II. Кто сейчас живет в Крыму? русские – 68,3% украинцы – 15,8% крымские татары (включая тех, кто указал «татары») – 12,7% (по данным переписи населения в Крыму 2014 года) Россия не хотела присоединения Военно-политическая часть той истории известна по школьным учебникам. Подконтрольное Османской империи Крымское ханство в результате давления России и Русско-турецких войн получило независимость, некоторое время балансировало между двумя империями, но в итоге благодаря активной деятельности фаворита императрицы – князя Потемкина – и военным «аргументам» ханство превратилось в Таврическую область России. У двух присоединений/аннексий (нужное подчеркнуть) было кое-что общее: например, обе операции до поры до времени были секретными. Именно Потемкин уговаривал Екатерину взять Крым: «Посмотрите, кому оспорили, кто что приобрел: Франция взяла Корсику, цесарцы без войны у турков в Молдавии взяли больше, нежели мы. Нет державы в Европе, чтобы не поделили между собой Азии, Африки, Америки. Приобретение Крыма ни усилить, ни обогатить Вас не может, а только покой доставит». Аргументы чем-то напоминают оправдания действий России-2014, ссылавшейся на прецеденты в Косово, Ливии и т.д. Императрица в конце концов дала добро, но повелела поселить в татарских народах «доверие к стороне нашей, и, когда потребно окажется, склонить их на принесение нам просьбы о принятии их в подданство наше». То есть российский трон и тогда желал решить крымский вопрос через «вежливых людей» и заручиться поддержкой населения. Между тем это самое население (крымских татар) исторически принято обвинять в набегах на российские земли и грабежах. Этим фактом, а также необходимостью выхода России к Черному морю часто объясняется «крымская весна» XVIII века в российской историографии, издаваемой для широких масс. – Грабежи и набеги были, но за сто лет до этого, – рассказал «Собеседнику» директор крымского Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин. – С петровских времен этой проблемы не существовало: договоры обязывали Турцию удерживать татар от набегов. Задача выхода России к Черному морю – да, была, но и она предполагала не присоединение Крыма, а лишь контроль над двумя крепостями. О Крыме сначала думали только как о базе. Однако независимость ханства продлилась всего девять лет, до 1783 года. – Крым к тому моменту был многонациональным государством, – продолжает Андрей Мальгин. – Примерно треть составляли оседлые крымские татары, еще треть – ногайцы – тоже татары, но кочевые, и, наконец, христиане – греки и армяне, жившие на Южном берегу Крыма и в горах недалеко от моря, – потомки тех, кто говорил на разных диалектах греческого. Именно христиане в 1778 году по инициативе трона были переселены в Россию: армяне – в район Ростова-на-Дону, греки – в район Мариуполя. То есть «русификация» Крымского ханства началась, как ни парадоксально, с выселения христиан, которых можно считать еще «более коренными» крымчанами, чем татар. Но это было еще до присоединения, тогда Россия стремилась ослабить Крымское ханство, чтобы увеличить свое влияние на него, а греки и армяне были там главными налогоплательщиками. По данным зав. кафедрой исторического регионоведения Таврической академии (Симферополь) Андрея Непомнящего, выселение прошло в течение полутора-двух месяцев, всего было перемещено 31.386 человек, отказались уезжать около 300 греков и армян. Процессом руководил граф Александр Суворов. – У самих христиан было к этому двойственное отношение. С одной стороны, Крым был разогрет войной и они смотрели в сторону Российской империи. С другой – их письма полны стенаний: мол, после благополучного Крыма мы попадаем неизвестно куда, – заключает Андрей Мальгин. «Вежливые люди» XVIII века Южный берег Крыма стараниями центральной российской власти опустел, и, когда в 1783 году полуостров присоединили к России, почти все оставшееся население было татарским. Из Петербурга в Крым одна за другой шли депеши с указаниями проявлять к татарам максимальную доброжелательность, но... – Постоянной головной болью царской администрации было мусульманское духовенство, которое считалось протурецкой партией, – рассказывает г-н Непомнящий. – Поэтому важной задачей виделась нейтрализация его влияния на крымско-татарское население. Это проявилось в ограничении количества священнослужителей и установлении надзора за их деятельностью. Бюрократические проволочки стали задерживать хаджи, а верующие, совершившие их, вносились в специальный реестр и находились под усиленным контролем. Заподозренные в контактах с Турцией муллы переселялись во внутренние губернии России или эмигрировали за границу. Эти притеснения соседствовали с официальными заверениями в соблюдении прав мусульман. Поток эмиграции в Турцию с годами приобрел массовый характер. – Они боялись краха устоявшегося веками жизненного уклада, слухов о предполагавшихся репрессиях и насильственном выселении, вероятно, помня о выселении христиан, – продолжает Андрей Непомнящий. – В этих условиях Турция казалась им единственным защитником. К тому же начавшийся передел земли, связанный с приездом новых жителей, не учитывал интересов прежних собственников. Имущественные споры оставались незавершенными. Не находили себе места в новой реальности и безземельные крымские татары. По приблизительным подсчетам, с 1783 по 1796 год край покинули от 90 до 500 тысяч крымских татар, что составляло минимум 40% населения Таврической области. Мусульмане, исторически связанные с Турцией, не видели себя под православным протекторатом еще и по религиозным соображениям. Наместники пытались объяснить татарам, что в России без проблем уживаются и буддисты, и мусульмане, но эффекта это не возымело. Князь Потемкин тоже был одним из тех, кто пытался сдержать татарский исход, но в итоге вынужден был заняться заселением стремительно пустеющего Крыма. – Он принимал все возможные меры для привлечения в Крым русских и иностранных поселенцев, не останавливаясь даже перед приглашением английских каторжников. Иностранные особы благородных кровей получали на полуострове имения, сопоставимые по размерам с княжествами. На Южный берег российская власть приглашала жить греков и албанцев (арнаутов). Активно переселялись в Крым выходцы из великоросских и малоросских губерний. Помещики переезжали в Таврическую область вместе с крепостными. Стремились поселиться на далеких от центра территориях старообрядцы, духоборы и молокане. Чувствовавшие экспансию из России крымские татары пережили в итоге несколько волн эмиграции. По данным Андрея Мальгина, паритет татарского и славянского населения был достигнут к 1860-м годам, а в 1880-е татары окончательно потеряли статус доминирующего народа на полуострове. Время и история работали против них. Кстати Крымских татар, как и русских, тоже нельзя назвать коренным народом полуострова. Понятие «коренной» к Крыму вообще неприменимо: в разные эпохи его населяли киммерийцы, скифы, готы, контролировали то Боспорское царство, то Римская империя, то Византия. Возраст Керчи, стоящей на месте древнего Пантикапея, вообще сложно определить. История полуострова насчитывает больше трех тысяч лет. Из них под контролем России, СССР и Украины он находится только 236 лет. * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №10-2019 под заголовком «Как Крым стал русским».

Выселения, притеснения, передел: как Крым стал русским при Екатерине II
© ИД "Собеседник"