Войти в почту

День в истории. 21 марта: в Одессе прошел первый в России публичный авиационный полет (текст в работе)

В конце 1903 г. первый в истории публичный полет на оснащенной двигателем внутреннего сгорания летательном аппарате тяжелее воздуха совершили амерканцы братья Уилбур и Орвилл Райт. Самолет был создан и спроектирован братьями, владевшими бизнесом по производству и продаже чрезвычайно модных тогда велосипедов. Аналогичные опыты проводили пионеры воздухоплавания и в других странах. В 1906 — 1907 гг. стало понятно, что человечество отрыло для себя принципиально новый вид транспорта, и Запад охватил настоящий авиационный бум. В России многие с интересом следили за успехами воздухоплавания и не желали стоять от них в стороне. Вскоре бурное развитие авиации началось и в Российской империи, а в его авангарде шла Одесса. В 1908 г. в Одессе было создано спортивное общество получившее название «Одесский Аэро-Клуб» — первое подобное в России. Его вдохновителем и первым президентом стал барон Александр Каульбарс, в то время командующий Одесского военного округа. В первый год существования клуба было совершено 13 полетов на воздушных шарах, в которых поучаствовало 27 человек, включая трех женщин. Тогда же начался поиск средств на приобретение для клуба первых самолетов. В ноябре 1908 г. было собрано 12 000 рублей для приобретения аэроплана у французского пионера авиации Габриэля Вуазена — автором первого в Европе пригодного для полноценных полетов летательного аппарата тяжелее воздуха. В январе того же года Анри Фарман на биплане его конструкции совершил успешный круговой полет километровой дальности. В марте 1909 г. летательный аппарат Вуазена прибыл в Одессу. Однако совершить на нем полет так никто и не смог — сказались недостатки конструкции, слабость двигателя, наконец, отсутствие квалифицированного пилота. Тем не менее, даже возможность хоть немного оторваться от земли — впервые в России — и упражняться в маневрировании дала неоценимый опыт одесским энтузиастам авиации. Как писал в «Кратком очерке деятельности Одесского Аэро-Клуба с 1 января 1908 г. по 1 февраля 1914 г.» секретарь клуба штабс-капитан Греков: «положительная сторона этой первой неудачи была та, что аппарат беспрерывно ломался, что давало возможность мастерам, при исправлении, изучать составные части аппарата, а это последнее обстоятельство постепенно вырабатывали кадры прекрасных мастеров, которые впоследствии копировали заграничную работу с фотографической точностью, а еще позже — далеко оставили ее за собою». В 1909 г. в аэроклубе еще совершались полеты воздушных шаров — при этом была увеличена их высота и дальность — но вскоре все силы были брошены на авиацию. Осенью того же года во франции были заказаны новые самолеты. Президент клуба Анатра заказал 2 аппарата Блерио, направив для обучения Катанео, а член клуба банкир барон Ксидиас приобрел один «Фарман» пилотировать который должен был Ефимов. 10 февраля 1910 г. президентом клуба, взамен убывшего из Одессы Каульбарса, был избран Артур Анатра. 15 февраля в Одессу прибыли Ефимов и его летательный аппарат. «этот полет был праздником не только Одесского Аэро-Клуба, но и всей России, так как был совершен в России впервые, и при том — первоклассным русским летчиком» Несколько позже прибыл Катанео с апппаратом типа Блерио.