В Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова представили выставку "Город на Неве"
Один из крупнейших русских графиков, утвердивший гравюру как самостоятельное искусство, равноценное с живописью, Вадим Дмитриевич Фалилеев (1879–1950) представлен цветными линогравюрами "Белая ночь в Петербурге" (1900-е) и "Дождь в Петрограде" (1910-е). Оба произведения обладают исключительной ценностью, поскольку демонстрируют особенности творческого метода художника. Фалилеев был первым, кто на заре ХХ века обратился к гравюре на линолеуме, обладающей широкими изобразительными возможностями. И хотя основным жанром его графики был деревенский пейзаж, городские пейзажи с особым состоянием погоды интересовали его не в меньшей степени. Фалилеева называли "крупнейшим мастером станкового декоративного эстампа", имея в виду, что декоративность — это не только яркость красок, а, напротив, — особая тональная культура, передающая эмоциональное состояние образа. Именно поэтому вслед за выдающимся "голуборозовцем" В.Э. Борисовым-Мусатовым (1870–1905) Фалилеева считали одним из самых декоративных художников начала ХХ века. Творчество петербургского живописца и акварелиста Марины Георгиевны Тиме-Блок (1913–1999), переживающее сегодня второе открытие благодаря аукционам Сотбис и Кристи, представлено акварелью 1969 года "Невский проспект", раскрывающей в экспрессивной манере легко узнаваемый облик главного проспекта Санкт-Петербурга. И хотя Тиме-Блок известна в первую очередь жанровыми композициями 1920–1930-х годов, написанными не без влияния одного из любимых ею художников — Бориса Михайловича Кустодиева (1878–1927), — а также серией "Балет", к работе над которой её подвигла дружба с художником Ленинградского Малого театра оперы и балета Татьяной Георгиевной Бруни (1902–2001) и общение с Рудольфом Нуреевым и Галиной Улановой, пейзажи Ленинграда стали темой, проходящей красной нитью через всё её творчество. В эту тему Тиме-Блок вкладывала, по её признанию, "всю свою душу без остатка". Она была тончайшим мастером акварели и интересным живописцем. Её новаторство, синтезирующее интерес к акварели и живописи, выражено в словах, которыми она напутствовала своих учеников: "Работайте акварелью, как маслом, а маслом, как акварелью". В коротких заметках, оставленных на нескольких листах бумаги, Тиме-Блок писала: "Я родилась 23 мая 1913 года в Петрограде. Отец мой, Блок Георгий Петрович, — двоюродный брат поэта Александра Блока. Он окончил лицей, затем университет [был потомственным юристом], стал членом Союза писателей и Союза журналистов.., был блестящим рисовальщиком. Александр Николаевич Бенуа, хорошо знавший отца, высоко ценил его способности. Детство моё прошло в среде друзей и знакомых моих родителей — Верейского, Билибина, Добужинского, Кустодиева. В памяти остались замечательные детские праздники, которые, несмотря на трудное, голодное время, устраивались в доме Кустодиевых на Введенской. Гостями были всегда Маруся и Митя Шостаковичи, дети Добужинских, Орик Верейский. Митя играл нам на рояле, и всегда было очень весело. Незабываемо и детское впечатление от ярких, радостных картин Бориса Михайловича Кустодиева. Должно быть, всё это и породило у меня неистребимое желание рисовать. Сколько себя помню — рисовала всегда…" Почти 20 лет Тиме-Блок преподавала в Таврическом художественном училище (ныне — Санкт-Петербургское художественное училище им. Н.К. Рериха), где её любимым учеником стал Игорь Евгеньевич Майоров (1946–1991), прозванный коллекционерами "блистательным и виртуозным мистификатором", "мастером крылатых фантазий" (Произведения Майорова хранятся в именных коллекциях выдающихся личностей: Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, Майи Плисецкой и Родиона Щедрина, Михаила и Раисы Горбачёвых, Бориса Ельцина, Жака Ширака, Валентины Терешковой, Дмитрия Лихачёва, Михаила Аникушина, Булата Окуджавы, Беллы Ахмадуллиной, Даниила Гранина, Никиты Михалкова, Сергея Соловьёва, Теда Тёрнера, Арнольда Шварценеггера, Джины Лолобриджиды. В круг дружеского общения Майорова входили Владимир Высоцкий, Марина Влади, Иосиф Бродский, Лев Гумилёв, Андрей Тарковский, Михаил Дудин, Вадим Шефнер, Глеб Горбовский. На последнем выступлении сэра Пола Маккартни в Санкт-Петербурге ему был подарен его портрет, написанный Майоровым ещё в 1986 году. Сэр Пол был в полном восторге. А Ростропович сказал: "Глубоко убеждён, что майоровский Бетховен — один из лучших в иконографии Бетховена. Явное ощущение демонически-врубелевской стихии. Гениальный портрет".) Та же энергетика образа и в листе "Ленинградский мотив" (1980-е). О Тиме-Блок и Майорове неслучайно писали: "Два художника, два уникальных таланта, два мира, две судьбы, две совершенно разные планеты, но в системе одной звезды — прекрасного и вечного Санкт-Петербурга…" Петербургские художники Владимир Иванович Кордубайло (1938–2015) и Андрей Владимирович Ветрогонский представлены произведениями, в полной мере раскрывающими их образно-тематические и живописно-пластические прерогативы. Ученик выдающегося ленинградского театрального художника и графика Татьяны Георгиевны Бруни, чьи произведения также хранятся в собрании Нестеровского музея, Кордубайло вошёл в историю отечественного искусства, в первую очередь, как сценограф: в его сценографическом активе — оформление почти 100 спектаклей, поставленных в театрах Ленинграда, Пскова, Мурманска, Петрозаводска, Иркутска и Дальнего Востока, — от лирических драм до иронических комедий. С конца 1970-х годов в творчестве Кордубайло произошли значительные перемены: он серьёзно занялся живописью и графикой, став автором многочисленных реалистических пейзажей, отличающихся особым поэтическим чувством, умением видеть красоту природы, гармонизированную с эмоциональным состоянием художника. В то же время критика с удовольствием отмечала присущую живописи и графике Кордубайло особую "пластическую лексику" и высокую ноту образной проникновенности. Этими же достоинствами отличаются экспонирующиеся на выставке гуаши "Ленинградские крыши" (1958), "Одиночество" (1961) и "В порту" (1968). Младший из трёх сыновей выдающегося петербургского графика Владимира Александровича Ветрогонского (1923–2002), Андрей нашёл свои собственные темы, в основном, камерные, далёкие от масштабных социальных проблем, но очень близкие каждому человеку. Это скромная северо-западная природа, деревня, Петербург. Каждый пейзаж наделён иносказательностью, пронизан особым колористическим нервом и неповторим по настроению. В петербургских пейзажах — одни и те же мотивы: Петроградская сторона, площадь Льва Толстого, телебашня, проспект Медиков, набережные Мойки и Карповки, Марсово поле, Дворцовая площадь, Казанский собор, Спас на Крови и перегруженные потоком машин мосты. Но все они — в разные времена года, а любимое время года Ветрогонского — белые ночи. Наполненные светом и цветом с введением ярких цветов — красного, синего, жёлтого, фиолетового, — эти узнаваемые петербургские места обретают в графике Ветрогонского черты условного города с "угловатой модернисткой архитектурой. Естественный свет, неожиданно просиявшее солнцем ноябрьское небо или вечернее пурпурное зарево от света фонарей и бесчисленных красных огоньков фар преображают Петербург Андрея Ветрогонского до неузнаваемости". Ритмы современного города, экспрессивный городской пейзаж… Синтез классического образования и традиций петербургского неоавангарда… В этом и есть обаяние творчества Андрея Ветрогонского — искромётного, живого, яркого". Таковы и представленные на выставке гуаши "Осень на Карповке" (2008) и "Синие купола" (2009) и листы "Дом с башнями (На Петроградской)" (2012) и "Зелёное облако (На Карповке)" (2014), выполненные в смешанной технике. В разделе живописи — произведения выдающихся уфимских художников — народного художника СССР Бориса Фёдоровича Домашникова (1924–2003) и члена Союза художников России Евгения Олеговича Клеймёнова (1947–1992). Много путешествовавший по стране, Домашников сделал одним из главных предметов своих живописных откровений природу и архитектуру России. В этом ряду и картины "Исаакий. Ленинград" и "Весна в Ленинграде", написанные в 1978 году — в результате очередной поездки художника в Северную столицу. Как и все тематические пейзажи Домашникова, эти произведения синтезируют высочайший уровень мастерства и типично домашниковскую пластическую и колористическую лирику. Выставка продлится до 14 апреля 2019 года. Светлана Игнатенко, искусствовед, заместитель директора БГХМ им. М.В. Нестерова по научной работе, автор экспозиции выставки Источник: http://museum-nesterov.ru/