Музей AZ представил выставку "Птица-тройка и её пассажиры"
Сложен и многообразен мир гоголевской поэмы. Всем и всему здесь есть место: уездным барышням и чиновникам, постоялым дворам, слугам-Петрушкам, деревенским бабам, мастеровитым мужикам, пыльным дорогам, обедам в провинциальных трактирах, целой плеяде звуков, запахов, цвета...И, конечно, знаменитой галерее помещиков. Сидя в своей удобной и рессорной бричке, путешествует Павел Иванович Чичиков по Руси-матушке, пытаясь купить души мёртвые у помещиков. На ней же, Птице-Тройке, Чичиков и умчится прочь, улизнёт. Фото: пресс-служба музея AZ Но пока он гостит у Манилова, случайно попадает в дом Коробочки, наедается у Собакевича, играет в шахматы у Ноздрёва (не совсем удачно) и пытается заполучить мёртвых душ у скряги-Плюшкина. М. Шагал. Манилов. Из собрания Б.Фридмана. 1948 Бездну характеров, выражение самых различных эмоций, поведения, жестов, улыбок и ужимок найдём мы в описании внешности и быта помещиков у Николая Васильевича Гоголя. Кто не помнит его знаменитых фраз: "Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы", или знаменитого Ноздрёва — кутилы, разбитного малого, "в некотором отношении исторического человека", драчуна, любителя уездных ярмарок и совершенно бесцельного на них обмена разного рода товаров. Все, буквально все гоголевские типы на диво колоритны, а сменяемость их эмоций поражает своей быстротой. Это-то и сумел отобразить великий Марк Шагал. Гоголевский помещик на каждом офорте, в каждой работе — разный. Вглядитесь в лица помещиков, их позы, наклоны головы. Сатира, гротеск, гомерический хохот исходит от каждой работы, но в то же время офорты Шагала полны динамики, силы, а подчас — суеты. М. Шагал. Трактир. Из собрания Б.Фридмана. 1948 год. Офорт Или же сам главный герой — Павел Иванович Чичиков, господин средней руки, "не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод...". У Анатолия Зверева он — слегка задумчив, ироничен. Надо сказать, что на данной экспозиции Гоголиана Анатолия Зверева действительно иронична, полна смеха, игры. А. Зверев. Чичиков. Из коллекции А. Орлова. 1950-е. Бумага, тушь Однако и серьёзность в работах Анатолия Зверева тоже присутствует. Мы подошли к знаменитой Птице-тройке, уносящей вдаль нашего Павла Ивановича Чичикова? Куда он едет? Не дает, как известно, ответа тройка. Посмотрите на лошадей — знаменитых Чубарого, Гнедого и каурого Заседателя. Они мчатся стремительно, но, увы, не слишком слаженно. Куда же занесёт нашего героя такая езда? Тройка Чичикова, 1983, ГТГ "Мёртвые души" — произведение многослойное и многомерное. В нём сочетается самое высокое и самое низкое, думы о России и неприхотливый быт провинциальных российских помещиков. Всмотритесь в образы, созданные Анатолием Зверевым, Марком Шагалом, скульптурную Тройку Вадима Космачева. Работы художников многомерны также, как и сама поэма Гоголя. Их произведения заставляют задуматься, приглашают к размышлению, в них сквозит ирония и гротеск, смех над самим собой и безмерная боль. Есть Гоголь задумчивый, есть Гоголь смешной, есть Гоголь тревожный, есть Гоголь страшный. Надо сказать, невесёлые подчас думы, одолевали писателя, "Мёртвые души" — не радужное произведение, но философское. Гоголь — многолик, как и Русь, которую описал. Выставка "Птица-тройка и её пассажиры" будет работать до 18 августа 2019 года. В рамках выставки пройдут специальные занятия для детей, а также кинолекторий "Гротеск и сатира". Изображения предоставлены пресс-службой музея AZ