Анатомия бедности: когда москвичи научатся жить по средствам
Москва — город возможностей. Это во многом определяет стиль столичной жизни. Здесь есть, на что и где потратить деньги: дорогие магазины, развлечения, курсы и тренинги. А в популярной экономике известна закономерность — объем потребления влияет на его содержание. Другими словами, чем больше человек покупает, тем больше он тратит именно на дорогие товары. Москвичи тратят. Много и постоянно. Безусловно, есть в столице и многодетные семьи, и одинокие старики, и инвалиды — в общем, те, кого принято называть социально незащищенными: их, по самым грубым подсчетам, здесь почти 1,5 миллиона человек. Есть и очень состоятельные люди — по данным журнала Forbes, в российской столице живет и здравствует 71 миллиардер и 1325 миллионеров. Но округлив до 2 миллионов число представителей одной и второй крайности, получим больше 10 миллионов среднестатистических человек. О них и речь. Научите меня жить Тренинги, по словам психолога Оксаны Маренковой, сугубо московская фишка. Саморазвитие — это, конечно, далеко не основная, но новая модная статья расходов современных москвичей, которые, как говорит эксперт, к тому же все больше склоняются к самокопанию. Столичный житель стал чаще анализировать себя и свои поступки, и если для налаживания жизни он должен раскошелиться, он это сделает. В этом специалисты видят проявление психологии успеха. Вот несколько цифр: например, за три первых месяца 2016 года в столице прошло 305 краткосрочных тренинга продолжительностью от одного до пяти дней, а в 2019-м таких было уже 1285. Средней стоимостью — 20,5 тысяч рублей. Вот так взять и выложить за несколько дней. — Многие жители столицы нацелены на успех, — поясняет Маренкова. — Они думают: для того, чтобы быть успешным, нужно много учиться дополнительно. Еще 10 лет назад таких понятий не было. Подтверждают слова психолога результаты опроса образовательного портала GeekBrains. Согласно им, почти 70 процентов тех, кто увлекается тренингами и дополнительными лекциями, делает это исключительно ради карьерного роста. Что автоматически означает — ради увеличения доходов. — Психология москвичей и жителей регионов разная, — рассуждает Оксана Маренкова. — Если возникают финансовые трудности, первые, чтобы сохранить привычный уровень жизни думают «надо больше зарабатывать», а вторые — «надо экономить». Если же абстрагироваться от географии, то позиция «надо экономить» свойственна людям, которые не стремятся стать обеспеченными, не хотят над собой работать. Наивные как дети Среднестатистическому москвичу, уверяют эксперты, даже вдруг образовавшаяся дыра в кармане не мешает отовариваться в дорогих магазинах, а потом ужасаться, что денег осталось — дотянуть до следующей зарплаты. Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев не видит в этом ничего дурного. Просто, се ля ви. — При Советском Союзе мы закупались в дешевых магазинах, — поясняет он. — Все существовали в равной степени бедности. Потом сформировался новый стандарт потребления. Получив возможность жить по-другому, современные москвичи не всегда разумно этой возможностью пользуются. В сущности, мы в потребительском смысле еще дети. 30 лет, сколько существует новое постсоветское общество, для истории не так много. Столичные жители попробовали, каково это — жить хорошо и сейчас, когда экономика нестабильна, не хотят отказываться от этого именно потому, что долго-долго жили бедно. Это наивная позиция, но она объяснима. Вместе с тем, сегодня экономика, образно говоря, движется плавно и размеренно. Где-то чуть вниз, где-то чуть вверх. Без резких падений, как это было, например, в 1998 году, когда население обнищало в два дня. — Тогда-то стиль потребления очень быстро изменился, — вспоминает Журавлев. Нынешнее же размеренное колебание словно укачивает потребителя. Он не пытается серьезно скорректировать свои привычки и образ жизни, но надеется переждать: подзаработать, опять же, или взять в долг. Лишние деньги Когда-то москвичей испортил квартирный вопрос, а в течение последнего десятка лет их «допортили» кредиты, которые стали доступны и даже навязчивы. В итоге дошло до того, что согласно статистическим данным, москвичи сейчас имеют в среднем по 2–3 кредита. Зачем отказываться от привычного стандарта потребления, если можно взять в банке сколько нужно и купить что хочется? Часто такого рода решения возникают спонтанно. При этом люди не просчитывают наперед, как будут возвращать банку долг, что, естественно, затягивает в порочный круг лишних трат. — У нас вообще большие проблемы с планированием, — подчеркивает социолог Алексей Рощин. — Главное потребительское отличие наших людей от западных — принципиально разные горизонты планирования. Для человека, живущего на западе, нет ничего удивительного в том, что его жизнь распланирована на 5–10, а то и больше лет вперед. Европейцы знают, какую крупную покупку они сделают через год, два и так далее. В России горизонт планирования не больше полугода. Дальше возврата банкам ипотечного кредита, планирования не происходит, потому что люди считают, что живут в непредсказуемой среде. Москвич тратит деньги, что называется, с колес, спуская почти все, что зарабатывает. Недавно был проведен опрос: людей буквально спрашивали «на что вы собираетесь потратить свои сбережения». Больше 70 процентов опрошенных ответили, что у них нет сбережений. От пуза Главная статья расходов москвича — питание. Социолог Рощин называет это одним из феноменов российского потребления, сформировавшемся, конечно, ни сегодня, а лет 20 назад. — В Европе и Америке на еду уходит 10–15 процентов общего дохода, — поясняет эксперт. — А в Москве — от 30 до 50 процентов. Причем в эту цифру входят и траты на походы в кафе и рестораны. В столице, согласно данным Росстата, 11 тысяч заведений общепита — это 1/8 российского рынка общественного питания. Каждый месяц средний москвич тратит на еду вне дома не менее 3 тысяч рублей, в 8 раз больше, чем житель любого региона. — В Москве много статей расходов, связанных с деловой активностью города, — резюмирует финансовый эксперт, генеральный директор компании «Центр-Консалт» Станислав Ермилов. — Те же деловые встречи в кафе. Если их проводить в офисах, например, можно здорово сэкономить. В Европе другие потребительские приоритеты. Здесь люди тратятся в основном на крупные покупки: недвижимость, долгосрочные предметы обихода, которые европейцы, к слову, меняют гораздо чаще, чем мы. Наш человек не видит смысла каждые три года покупать, скажем,новый холодильник, а европеец — очень даже. При этом западный человек — не скряга и не жмот. Он умеет экономить, а самое главное — контролировать свои расходы. В нашем человеке это умение развито слабо. Бог любит того, кто копит — Мы никогда не будем экономить по-европейски, — уверен политолог Дмитрий Журавлев. — Это не в нашем национальном характере. Но чтобы экономить хотя бы похоже на европейцев, нужно привыкнуть, что за траты придется отвечать. Мы же живем исходя из того, что если до денег можно дотянуться, то, считай, они уже твои. К этому нас приучило советское время, когда можно было дотянуться только до тех денег, которые реально были уже твои. До других денег советская система тебя не допускала. Москвичи должны понять, что, для того, чтобы жить нормально — не бедно! — нужно экономить. Если бы у нас по квартирам ходил налоговый инспектор и спрашивал за каждый потраченный рубль, завтра с утра это бы ничего не изменило, но спустя годы люди научились бы записывать свои расходы, а не спускать деньги, пока кошелек не опустеет. Эксперт рассчитывает, что чудо может случиться через пару поколений, не раньше. Для того чтобы москвич осознал посыл «если транжиришь, тебе же будет плохо» должны пройти годы. — Рациональное экономическое поведение, существующее в Европе и Штатах воспитывалось веками, — объясняет Журавлев. — Западника приучила экономить вся жизнь буржуазного общества, где есть ты, деньги и государство, которое в случае чего придет и спросит свои налоги. Мы же жили в обществе, где налоги были искусственной игрой. У нас с западом разный исторический опыт. Не будем забывать, что Европа в значительной степени протестантская. А протестантизм строился на трудовой этике, на идее — Бог любит того, кто копит. В определенных кругах культ экономии есть и в Москве. Но он, говорит политолог, проник к нам, что называется, через заднюю дверь. Бренд как терапия К брендовым дорогим вещам у москвичей особое отношение. Для одних они — символ статусности и своеобразный дресс-код, другие ценят в «фирме» удобство и качество. А третьи гоняются за фирменными товарами просто «из принципа». — Не для всех, но для многих жителей столицы стандарт потребления равен стандарту самооценки. Дескать, рядом с моим домом есть метро, но я буду тратить деньги на бензин и ездить на машине, потому что хочу себя уважать. Это наивная форма самоуважения, — рассуждает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, — признак инфантильности. Развитому взрослому человеку, чтобы себя уважать, не нужна дорогая машина или брендовая вещь. Но факт остается фактом. В столице такие настроения распространены. Люди не жалеют на дорогие фирменные вещи денег. — Активно охотятся за брендовыми вещами люди с заниженной самооценкой, — подхватывает психолог Оксана Маренкова. — Это неправильная модель поведения. Что ж, Москва — город контрастов. И возможностей. ТАБЛИЦА Объемы выданных потребительских кредитов физическим лицам в Москве (по данным Банка России) Год/Объем выданных потребительских кредитов, миллион рублей 2013 1 156 217 2014 1 140 000 2015 884 315 2016 1 008 711 2017 1 141 905 2018 1 367 103 ТАБЛИЦА Задолженность по потребительским кредитам в Москве (по данным банка России) Дата/Остатки задолженности по потребительским кредитам, миллион рублей 01.01.2014 852 779 01.01.2015 915 052 01.01.2016 748 673 01.01.2017 748 525 01.01.2018 813 036 01.01.2019 964 130 КСТАТИ У психологов есть любопытное наблюдение. Оказывается, коренные москвичи не склонны транжирить деньги. Эта особенность свойственна тем, кто приехал в столицу их регионов и хорошо здесь обосновался. Коренные москвичи отлично знают город и магазины, где можно сэкономить и с успехом этими знаниями пользуются. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Никита Исаев, директор Института актуальной экономики К сожалению, европейский вариант экономии к москвичам практически не применим, потому что у нас совсем другая структура расходов. В Европе немалая часть расходов приходится на оплату жилищно-коммунальных услуг, водоснабжения или электричества, поскольку данные услуги в Европе довольно дорогие. Соответственно, экономия по-европейски — это, в первую очередь, экономия на энергоресурсах и прочих коммунальных услугах. В Москве же коммунальные услуги по мировым меркам достаточно дешевые. Поэтому европейский вариант экономии не даст заметного результата в получении выгоды. Для москвичей куда более приемлема так называемая экономия по-русски, то есть экономия на тех же продуктах питания в попытках найти более дешевые товары по акции. Григорий Трофимчук, политолог, экономист Москву и москвичей часто критикуют за то, что они несколько отрываются от общего уровня жизни российских регионов, которые не успевают за столичным стандартом. В этой критике есть серьезная доля справедливости. Но дело в том, что даже на уровне руководства Москва отличается от многих регионов, так как мэр Москвы всегда на виду и просто вынужден работать с максимальной активностью в отличие от многих участников рейтинга губернаторов. Поэтому уровень жизни москвичей действительно выше, но он измеряется не только в денежном выражении — зарплаты зачастую находятся на сопоставимом с регионами уровне — а в создании условий комфортной среды. По существу, уровень жизни москвичей точно также зависит от целого комплекса условий, в том числе политических, в которых находится страна. СРЕДНЯЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА В МОСКВЕ (руб). (по данным Мосгорстата) 2010 — 38411 2011 — 44899 2012 — 48830 2013 — 55485 2014 — 61208 2015 — 61208 2016 — 61208 2017 — 64310 2018 — 64310 71379 73812 1841 Основные траты москвичей Непродовольственные товары 35,4% Продукты 29% Оплата услуг 27,7% Еда вне дома 5,7% Алкоголь 2,2% КОЛОНКА ЭКСПЕРТА Анна Виноградова, президент НКО по защите прав и интересов туристов, владельцев туристической инфраструктуры и собственников таймшер-продуктов «Рустайм» Траты на путешествия стоят в бюджете среднего москвича на втором месте после еды. Россияне вообще тратят на путешествия за границу больше, чем европейцы. Исследовательский центр Visa Global Travel Intentions Study изучил траты путешественников из разных стран и выяснил, что наши люди в среднем тратят за поездку 1676 долларов США, тогда как европейцы 1174 долларов. Значительную часть путешествующих за рубеж жителей нашей страны составляют конечно же москвичи. Почему же жители столицы тратят так много на путешествия? Главная причина в довольно высоких доходах. Кроме того, играет роль и фактор доступности: в Москве куда больший выбор прямых рейсов. Москвич может выбирать любое направление, в том числе экзотическое, по хорошей цене. И выбирает. Третья причина — пример окружения. Когда-то было модно путешествовать в Индию, и все ехали туда. Сейчас модно путешествовать в Скандинавию и по России, и люди едут на Фарерские острова, в Исландию, на Байкал и Камчатку. А еще московское общество говорит, что путешествовать нужно как минимум, 3–4 раза в год, и многие принимают это за норму. Еще я бы отметила, что в современной Москве активно распространяется позитивная философия, суть которой можно свести к тезису «деньги надо тратить на впечатления». Другое дело, что к поездкам тоже нужно подходить с точки зрения экономии. Например, можно сэкономить на билетах, позаботившись об из покупке, как минимум, за полгода. Достаточно зайти на любой из агрегаторов авиабилетов и изучить перелеты во все международные аэропорты страны, куда вы планируете поехать. Может выйти так, что перелет в небольшой город рядом с Парижем или Барселоной будет стоить дешевле, а до столицы можно будет добраться на автобусе. Билеты во все музеи и на аттракционы тоже лучше покупать заранее через Интернет. Это обойдется на 10 процентов дешевле, чем на месте. Не ленитесь принимать участие в программах лояльности от крупных сетевых отелей. Они позволяют получить дополнительную ночь в подарок или бесплатно переехать в номер люкс из стандарта.