Последний день сети «Кей»
Старейшая петербургская сеть электроники и компьютерной техники «Кей» Михаила Иващенко сегодня, 17 марта, работает последний день. Она закрывает магазины несмотря на то, что еще не завершена сделка по передаче помещений сети покупателю — владивостокской группе компаний DNS Дмитрия Алексеева. Розничная сеть «Кей» — 20 точек продаж в Петербурге и девять в регионах. Помещениями большинства магазинов владеет основатель сети Михаил Иващенко. Близкие к сделке люди говорят, что он не продает помещения, а просто меняет арендатора. «Бизнес модель «Кея» требует модернизации, а на нее нужны крупные инвестиции. Рынок компьютерной техники и электроники в последние годы стагнирвал, то есть перспективы окупаемости инвестиций туманны. Поэтому владельцы решили продать бизнес», — предположил один из близких к «Кею» участников рынка. Выручка ООО «Кей» с 2014 года сократилась с 5,3 млрд до 4,5 млрд рублей. При этом в последние два года компания наращивала убыток от продаж — 61 млн рублей в 2016 году и 78 млн в 2017-м. Сумму сделки стороны не раскрывают. Примерно цену компании можно определить по величине чистых активов ООО «Кей» — 366 млн рублей на конец 2017-го. Основатель и президент группы компаний DNS Дмитрий Алексеев подтвердил информацию о покупке«Кея». По его словам, сделка будет закрыта до конца первого квартала 2019 года. «Мы сейчас находимся в сделке непосредственно, поэтому пока мы ее не закончим, мы не готовы ее комментировать. Идет активная фаза подписания документов. Сейчас очень напряженное время», — говорит директор по маркетингу и PR компании «Кей» Анна Морозова. DNS не будет развивать бренд «Кей», поэтому он не был включен в сделку. DNS будет арендовать помещения «Кей», а на площади в торговых комплексах петербургский ретейлер переуступит права аренды. Купив «Кей» DNS нарастит отрыв от конкурентов. Пока у дальневосточной сети в Петербурге и Ленобласти — 65 магазинов, а у группы «М.Видео-Эльдорадо» — 50 магазин. Правильное решение Решение акционеров «Кей» продать бизнес — верное, считает гендиректор информационно-аналитического агентства «INFOLine» Иван Федяков. По его словам, продажи в онлайн-магазинах компьютерной техники растут, а традиционные магазины все меньше пользуются спросом. Кроме того, у «Кей» небольшой оборот по сравнению с DNS, поэтому закупочные условия у петербургской сети не самые выгодные, что негативно сказывается на рентабельности бизнеса. Все эти факторы заставляют консолидироваться. В апреле 2018-го года сотовый оператор «Мегафон», владеющий 100% «Евросети», и группа «Связной» объединились. В тот же месяц входящая в группу «Сафмар» Михаила Гуцериева ПАО «М.видео» купила за 45,5 млрд рублей сеть бытовой техники и электроники «Эльдорадо». Вскоре после этого группа «М.Видео-Эльдорадо» приобрела российский сегмент германской сети MediaMarkt, купив 100% паев ООО «Медиа-Сатурн-Русланд» за $470 млн (около 26,7 млрд рублей). При этом головная немецкая компания MediaMarktSaturn приобрела 15% акций ПАО «М.видео» у группы Сафмар за €146 млн (около 10 млрд рублей). В результате группа «М.Видео-Эльдорадо» получила в управление 42 магазина MediaMarkt в 22 городах России. «Остаются несколько крупных федеральных игроков и существенный объем продаж через интернет. При этом в интернете совсем другая ситуация. Там магазины конкурируют с интернет-магазинами, маркетплейсами, импортом из Китая, а это совершенно другие условия и правила. Поэтому совмещать конкуренцию в офлайне и онлайне становится крайне сложно, а для некоторых даже невозможно», — поясняет Иван Федяков. Тренд изменился После продолжительной стагнации в 2018-м российский рынок электроники и компьютерной начал расти. По итогам прошлого года он превысил 1 трлн рублей. «Впервые за несколько лет российский рынок электроники и компьютерной техники показал положительную динамику. При этом, если раньше он увеличивался за счет девальвации рубля, то в прошлом году потребители стали действительно больше покупать техники. Ощущается отложенный спрос из-за того, что раньше они сдерживали покупательскую активность. Кроме того, сами устройства становятся сложнее, поэтому, например, средняя цена смартфонов не снижается, а растет. Сегодня производители смартфонов не стесняются просить за изделие по 100 тысяч рублей, а потребители готовы отдавать такие деньги», — отмечает Иван Федяков.