Войти в почту

Профильные ассоциации объявили войну неэтичной рекламе

Сегодня социальные сети являются не только частью жизни каждого современного человека, но и представляют перспективную площадку для заработка. Активно развивающаяся рекламная индустрия не может остаться в стороне и не использовать социальные сети в качестве рекламного инструмента. В соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия. Иными словами, запрещается распространение неэтичной рекламы. Контролирует соблюдение законодательства в области рекламы и массовых коммуникаций Федеральная антимонопольная служба. Однако, учитывая повышенный спрос рекламодателей к интернет-пространству в качестве площадки продвижения своих кампаний, ресурсов государственных служб и органов оказывается недостаточно для оперативного выявления и пресечения распространения ненадлежащей, недостоверной и особенно неэтичной рекламы. У профильных ассоциаций есть соображения, как препятствовать распространению такой информации. "Последние годы в России активно формируется саморегулирование в сфере рекламы, которое поддерживается со стороны государства. В частности, ФАС уже объявила о готовности передать саморегулируемым рекламным организациям борьбу с неэтичной рекламой. Таким образом, постепенно закрепляется инициатива профессионального сообщества по контролю неэтичной рекламы, в том числе на площадках социальных сетей", - рассказала "Российской газете" Авелина Бикбаува, руководитель юридического отдела группы компаний Е:mg, эксперт секции юристов Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР). Разницы между контролем неэтичной рекламы офф-лайн и в социальных сетях практически нет. Это могут быть мероприятия по систематическому отслеживанию информации на интернет-ресурсах, обращения граждан и заинтересованных лиц, в том числе юридических, общественных организаций и других контролирующих ведомств. Разница будет лишь в способах фиксирования фактов размещения рекламы. В перспективные планы рекламной индустрии, в том числе на площадке АКАР, входит формирование особых комитетов (комиссий), которые могли бы частично взять на себя функции по аккумулированию сообщений о случаях распространения неэтичной рекламы в интернете, включая социальный сети, для дальнейшей передачи такой информации в ФАС и в легальные саморегулируемые организации для принятия оперативных мер. Вместе с тем ни одна из вышеперечисленных инициатив и мер не исключает того, что каждый профессиональный специалист по рекламе обязан выполнять свои функции, соблюдая разумный баланс между креативным подходом к решению разноплановых задач и законодательными и моральными ограничениями. "Если мы хотим двигаться в будущее, то нам придется жить по цивилизованным правилам. При этом надо признать, что социально и культурно российскому бизнесу еще есть куда расти, увы", - отметил Алексей Андреев, управляющий партнер Depot branding agency, сопрезидент Ассоциации брендинговых компаний России ( АБКР). По его мнению, бороться со случаями нарушения социальных норм в рекламе существенно легче, нежели в других сферах. Причина в том, что продукты массового спроса изначально абсолютно публичны. Создав непристойный или оскорбительный образ, бренд или производитель моментально окажутся под шквалом критики. Даже если бдительная общественность не успеет забить тревогу, то в дело вступят конкуренты, которые только и ждут провала соперника. Они-то и поспешат уведомить ФАС. "Инструментов сегодня достаточно, чтобы исключить любую несогласованную с законодательством коммуникацию. И чем крупнее, известнее и ярче будет бренд-нарушитель, тем быстрее наступит расплата", - заключил Алексей Андреев.