Песни Виктора Цоя могут исчезнуть из iTunes и Google Play. Об этом сообщает телеграм-канал Mash. Удалить хиты с обоих сервисов требует компания «Музыкальное право». Правообладатель намерен судиться с сервисами. Однако вызывает сомнения само наличие прав у компании на песни лидера группы «Кино». Компании «Музыкальное право» принадлежит Moroz Records — студия звукозаписи и одноименный музыкальный лейбл. Он основан в 1992 году Александром Морозовым. После того как Цой умер в 1990 году, его жена Марьяна оформила права на песни группы «Кино» на Moroz Records. Таким образом, прочие музыканты группы «Кино» остались без прав на свои же песни. В 2017 году Moroz Records отстояла авторские права через суд. Вскоре СМИ сообщили, что лейбл скрывал сведения о доходах и выходил за рамки договора. Тогда отец и сын Виктора Цоя разорвали с ними договор. В прошлом году суд признал их требования законными, и права на песни музыканта снова вернулись к его родственникам. iTunes и Google Play в спорной ситуации могут перестраховаться и удалить композиции еще до суда, считает партнер юридического бюро TM Defence Яна Брутман. Яна Брутман партнер юридического бюро TM Defence «Обычно и iTunes, и Google Play запрашивают документы, перед тем как удалить. Понятно, что любая коммерческая организация зачастую предпочитает сначала удалить, а потом разбираться, так как компенсация может быть намного больше за незаконное использование, чем гипотетическая компенсация, если они удалят на недостаточных основаниях. Скорее всего, если у компании будут хоть какие-то документы, подтверждающие гипотетические права, то, скорее всего, и iTunes, и Google Play, по крайней мере на первое время, пойдут им навстречу. Вот процентов 80, что удалят хотя бы предварительно, потом, скорее всего, попросят их идти либо в суд, либо предоставлять какие-то более обоснованные документы». Многие музыканты либо родственники умерших артистов выкладывают композиции в открытый доступ. Среди таких музыкантов, например, Борис Гребенщиков и Сергей Шнуров. Вдова Майка Науменко также не препятствует свободному прослушиванию песен своего мужа. Само размещение артиста на музыкальных сервисах — сомнительный способ заработка, считают эксперты, а попытки правообладателей заработать на музыкальном наследии — просто бизнес, уверен музыкальный критик Михаил Марголис. Михаил Марголис музыкальный критик «Вопрос очень дискуссионный, и о нем давно уже говорится, что все-таки приносят, условно говоря, стриминговые сервисы и так далее какую-то реальную прибыль. Для большинства артистов стриминг — это больше средство самого же артиста как дополнительной рекламы и продвижения. В общем-то, поэтому ему не столько важно заморачиваться на том, сколько с этого приходит, сколько, чтобы это как-то скачивали, слушали и так далее. Весь сегодняшний шоу-бизнес и все сегодняшние музыкантские заработки построены, прежде всего, только на концертной деятельности. Знаю о том, что в свое время Moroz приобретал весь каталог самого раритетного пласта отечественной музыки, то есть у них был Цой, был Высоцкий. Если эти каталоги по-прежнему находятся все-таки в их принадлежности, то, может быть, у них есть свои резоны. В этом году 30-летие альбома «Звезда по имени Солнце», возможно, они готовят переиздание, еще что-то, вероятно, отсюда и их реакция такая, чтобы не доставалось всем, потому что это для них наиболее эксклюзивный и лакомый кусок». Дозвониться до самого «Музыкального права» на момент публикации материала не удалось. Ранее компания отказалась комментировать ситуацию другим СМИ. Слушание по удалению композиций из музыкальных сервисов пройдет 20 марта.