Ещё

В уральской глубинке почти исчезли предприятия бытовых услуг 

В уральской глубинке почти исчезли предприятия бытовых услуг
Фото: Российская Газета
Строчки ростаКто правильно наточит маникюрные ножницы, где починят очки лазерной сваркой и какая волшебница превратит потертую шубку в новое манто? Если жители знают ответы на все эти вопросы, с бытовыми услугами в муниципалитете все в порядке. Если нет — в отрасли явные проблемы. Но еще хуже, когда такие вопросы даже не возникают. Спрос на бытовые услуги в целом сохранился. Несмотря на то что за последние пять лет их доля в общем объеме платных услуг, оказываемых в , медленно снижается (в 2018 году — 9,3 процента), они по-прежнему востребованы — занимают четвертое место после транспортных, коммунальных и телекоммуникационных. — Можно говорить о ротации: закрываются одни объекты, но появляются другие. В прошлом году в области сократилось число пунктов техобслуживания и ремонта транспорта, машин и оборудования, а также проката. А наибольший прирост — на 364 объекта — отмечен в категории «прочих» услуг: копировальных, клининговых, фитнес-клубов, ломбардов и т.п., — рассказала корреспонденту «РГ» главный специалист министерства АПК и продовольствия Свердловской области Ирина Заикина. Другие точки, а точнее строчки роста — мастерские по ремонту и пошиву одежды, в том числе меховой, головных уборов. Их стало больше на 222 единицы. Также прибавилось пунктов ремонта бытовых приборов (плюс 156). Растет число парикмахерских и салонов красоты — в прошлом году в регионе открылось 111 новых объектов этого профиля. Кокошники в развитииОбластная сеть предприятий бытового обслуживания насчитывает 12 707 объектов. В прошлом году она выросла на 1,6 процента, или на 199 предприятий. Почти половина из них (44 процента, или 5613 единиц) сосредоточена в . Меньше всего — по одному объекту — в пресловутых Таборах, Гарях и . Понятно, что столицу региона и далекую глубинку сравнивать нельзя, поэтому мы решили взять для примера муниципалитет с 300-тысячным населением — Каменск-Уральский. — В 2016 году в городе работало 573 объекта, в 2017-м — 569. А в прошлом году отмечен рост — 586. Вверх пошли, в частности, ремонт и пошив одежды, развиваются авторемонт и шиномонтаж, ритуальные услуги. Но главный рывок сделан за счет парикмахерских — их уже 91. Рост в сфере индустрии красоты, а также фитнеса перекрыл снижение, например, в сегменте ремонта телерадиоаппаратуры, — сообщила «РГ» начальник отдела развития потребительского рынка, предпринимательства и туризма администрации Каменска-Уральского Татьяна Афонина. Власти тревожит, что дифференциация муниципалитетов по развитию потребительского рынка, качеству товаров, услуг и сервиса растетПричины оживления объяснимы: по словам Афониной, положительную роль сыграли семинары для парикмахеров, которые прошли в Каменске-Уральском по программе поддержки предпринимательства. Парикмахерскую экономику коучи излагали вполне доступно, что помогло слушателям успешно применить знания на практике. Кстати, в рамках трехлетней программы «Начни свое дело» теоретические уроки и материальную поддержку получили и другие начинающие бизнесмены. Например, Галина Савченко после учебы создала ИП «Кокошники»: сувенирные головные уборы, расшитые бисером, украшенные пайетками, пока выпускаются ограниченным тиражом. Но в планах развитие этого бизнеса. Мобильный сапожникПроблемы отрасли экспертам хорошо известны. Прежде всего это слабо развитая инфраструктура бытового обслуживания, нехватка или полное отсутствие стационарной сети услуг в спальных районах городов, а тем более в сельской местности. Например, по последним данным, в селах Среднего Урала насчитывается 721 стационарный объект — это только шесть процентов от их общего числа в регионе. Причем за 2018 год цифра уменьшилась на 40 единиц. — Главная беда — географическая удаленность. Мы подсчитали: в 29 муниципальных образованиях региона бытовые услуги сельскому населению вообще не оказываются. Без обслуживания остается 591 село — треть сел и деревень области. Нас тревожит увеличивающаяся дифференциация муниципалитетов по развитию потребительского рынка, качеству товаров, услуг и сервиса. Сельские жители в сложном положении, а ведь большинство из них в категории малообеспеченных, своими силами решить эти проблемы они не могут, — констатирует Ирина Заикина. Выход она видит в развитии выездного обслуживания. Сейчас мобильные услуги парикмахеров, швейников, сапожников доступны в 572 сельских населенных пунктах области — это на 48 меньше, чем в прошлом году, когда охват сельских территорий Свердловской области бытовым обслуживанием с учетом выездной формы составлял 46 процентов. Впрочем, в десяти муниципалитетах такая работа организована отлично: выездные мастера — постоянные гости 416-ти сел. Остальным муниципальным образованиям, по мнению экспертов, нужны планы развития сферы бытового обслуживания, включенные в программы социально-экономического развития территорий. Специалисты советуют развивать сетевые и франчайзинговые формы ведения бизнеса, создавать мультисервисные организации, оказывающие три и более видов услуг. И работать «на будущее» — проводить обучающие мероприятия для специалистов и управленцев, профессиональные конкурсы и выставки. Кстати, буквально на днях в Екатеринбурге пройдет первый областной профессиональный конкурс среди портных «Золотая нить-2019». Индивидуальные мастера и специалисты швейных ателье сразятся как в теории, так и в практике портновского дела. Говорят, практическое задание весьма непростое — обработка кармана с «подкройным» бочком. Справка РГПо данным Свердловстата, объем бытовых услуг в регионе за 2018 год составил 34,2 миллиарда рублей (101 процент к предыдущему году). Объем бытовых услуг на одного жителя Свердловской области в год составил 7,9 тысячи рублей. По этому показателю регион занимает 18-е место в РФ.
В детских завтраках нашли токсины: чем они опасны
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров