Не оправдало ожиданий. Самарское местное самоуправление подвергнут анализу

Разговоры о скорой оценке эффективности работы органов местного самоуправления Самарской области начались в ноябре прошлого года, когда комитет по МСУ губернской думы возглавил депутат Михаил Матвеев. Парламентарий пообещал, что проведет масштабную работу по изучению итогов реформы своего в недавнем прошлом главного политического оппонента – бывшего главы региона Николая Меркушкина. Напомним, с 2014 года экс-губернатор в качестве эксперимента ввел в Самарской области новый порядок работы органов местного самоуправления. Губернию поделили на 342 муниципальных образования, включая девять входящих в областной центр внутригородских районов с администрациями как самостоятельными органами власти. В регионе отменили прямые выборы глав городских округов и депутатов городской думы Самары. В каждом из ее районов также создали советы депутатов – представительные органы, которые выбирают глав районных администраций и делегируют своих членов в гордуму. Параллельно появились всевозможные полуобщественные структуры. Помимо территориальных общественных самоуправлений (ТОС) возникли общественные советы районов и микрорайонов, а также назначаемые мэром управляющие микрорайонами. По прошествии трех лет эксперты констатировали, что новая модель МСУ не оправдала возложенных на нее ожиданий. Идея дать народу возможность дотянуться до власти рукой на практике обернулась неразберихой – дотянуться стало реально, но непонятно, до кого именно. Провести долгожданное исследование удовлетворенности населения работой органов местного самоуправления предстоит ГАУ СО «Информационный аналитический центр Самарской области» (ИАЦ). По данным системы поиска контрагентов «За честный бизнес», учреждение зарегистрировано 20 февраля 2019 года. Основные виды деятельности Центра – научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук, а также изучение общественного мнения. Учредителями выступают департамент управления делами губернатора и областное правительство. Логика создания социологической службы под крылом областной власти понятна: помимо уже зарекомендовавших себя на этом рынке крупнейшего в Поволжье Фонда социальных исследований и социологической лаборатории Самарского университета существует масса сомнительных организаций. Если исследование заказывается через торги, победить в аукционе может всякий. Доверить изучение, в частности, нынешней модели МСУ с целью ее дальнейшей корректировки регион, очевидно, решил собственной структуре. «Я настороженно отношусь к социологическим исследованиям, которые проводятся силами органов власти, то есть, заинтересованной стороной, – отмечает Михаил Матвеев. – Вспомним, что и нынешняя реформа местного самоуправления в Самарской области продвигалась прежним губернатором в том числе посредством тех же соцопросов. Помню, более 70 % населения области высказалось против отмены всенародных выборов мэров. А Николай Меркушкин тут же опроверг это со ссылкой на своих социологов и представил зеркальные данные – якобы около 75 % жителей высказались за то, чтобы поменять систему МСУ. Аналогичным образом экс-губернатор опровергал и другие результаты независимых социальных исследований, топорно используя социологические данные в целях пропаганды». В подобном жонглировании общественным мнением бывшему руководителю области помогали его «карманный» социолог Николай Явкин и бывший руководитель департамента мониторинга общественного мнения, замруководителя администрации губернатора Денис Подсеваткин. Обоих признали виновными по пяти эпизодам хищения бюджетных средств на общую сумму 43 млн рублей от проведения липовых соцопросов. В февраля Явкин приговорилик трем годам колонии общего режима за мошенничество в особо крупном размере. Приговор Подсеваткину огласят в марте. Впрочем, сомневаться в профессионализме и объективности сотрудников недавно созданного ИАЦ пока нет. Руководитель Фонда социальных исследований Владимир Звоновский не разделяет пессимизм депутата:«Пока доподлинно неизвестно, какими методами будет проводиться исследование удовлетворенности населения работой органов местного самоуправления. Социологические методыв виде опросов населения, мониторинг социальных сетей или ведение статистики по открытым данным – вариантов масса». «Если говорить о проведении опросов, то конечно, с этим лучше справятся профессиональные социологические компании. А с постановкой задач и комбинированием различных методов вполне может справиться и аналитическая контора. Кроме того, подобные исследования не так сложны, они включают в себя стандартный набор методов сбора данных», – пояснил Звоновский. В настоящее время свое исследование работы органов МСУ уже ведет губернская дума, оно заявлено в плане работы комитета по местному самоуправлению на 2019 год. Парламентарии проанализируют полномочия органов и отдельных чиновников, размеры вложенных бюджетных средств, анкетирование депутатов райсоветов и многое другое. В числе методов в конце прошлого года рассматривался и соцопрос. В губдуме собирались определить организацию для его проведения и заплатить за это 350 тыс. рублей из средств областного бюджета. Однако функцию заказчика социологических исследований неизменно берет на себя областное правительство. Теперь эту работу проведет специально созданное учреждение. «Исследовать, в первую очередь, необходимо переход Самары на внутригородское деление и, соответственно, работу ныне независимых от мэрии районных администраций и созданных советов районных депутатов, – считает Михаил Матвеев. – Второй вопрос – нагромождение полуобщественных–полуадминистративных структур в муниципалитетах, которые имеют схожие функции. Все они зачастую занимаются одним и тем же – организацией общественных мероприятий, контролем благоустройства, помощью жителям в отношениях с управляющими компаниями». При этом существуют ТСЖ и советы МКД как специализированные органы по работе с управляющими компаниями. А тосовцы и управляющие микрорайонами частично дублируют обязанности соответствующих отделов районных администраций по ЖКХ, благоустройству, по работе с обращениями граждан. И если выбираемые населением ТОСы прописаны в федеральном законе об общих принципах организации местного самоуправления, то назначаемые мэром управляющие микрорайонами – придумка Николая Меркушкина. Все это, по мнению депутата, не только дезорганизует граждан в вопросах, куда нужно обращаться в том или ином случае, но и требует дополнительных миллионов рублей из бюджета. Фото: pixabay.com