Войти в почту

Олег Новиков: «Современные писатели и издатели делают ставку на женщин»

Издательская группа «Эксмо-АСТ» подвела итоги 2018 года, которые демонстрируют положительную динамику по ключевым направлениям работы. В прошлом году холдинг выпустил 26 365 наименований книг общим тиражом 146,8 млн экземпляров. В издательстве «Эксмо» вышло 12 326 наименований книг общим тиражом 58,7 млн экземпляров. В издательстве АСТ вышло 10 505 наименований книг общим тиражом более 51 млн экземпляров. В издательствах «Дрофа-Вентана-Астрель» – 3 534 наименований общим тиражом более 37 млн экземпляров. Среднегодовой темп роста выручки издательской группы «Эксмо-АСТ» в 2016–2018 годах составил 12%, в то время как в целом российский книжный рынок вырос в 2018 году на 7%. Итоги года холдинг подводит накануне Международного женского дня, и в этом есть определенный символизм. В последние десятилетия именно женщины лидируют по количеству прочитанных и купленных книг, что является общемировой тенденцией. По данным Russian Target Group, в 2018 году (данные за 3 квартала) доля женщин составила 67% читателей бумажных книг и 52% – читателей электронных книг. Самым популярным автором в России, согласно опросам ВЦИОМ, на протяжении последних лет является Дарья Донцова. Тиражи ее книг в 2018 году составили 1 514 346 экземпляров, а общий тираж книг автора превысил 200 млн экземпляров. Среди авторов главных бестселлеров прошлого года лидируют писатели женщины, среди которых Гузель Яхина, Дарья Донцова, Татьяна Устинова, Александра Маринина, Дина Рубина. «Современные писатели и издатели делают ставку на женщин, ведь именно они являются самыми активными читателями. Среди самых популярных жанров сегодня – психологический триллер и детектив, семейные саги. В жанре нон-фикшн все более популярными становятся темы феминизма, позитивной психологии, саморазвития. Все эти темы и жанры востребованы в первую очередь у женщин. Сегодня издатели активно применяют в своей работе технологии работы с большими данными (big data) на основе искусственного интеллекта (AI). Их использование помогает нам обрабатывать и соотносить между собой колоссальные массивы информации об ассортименте рынка, предпочтениях читателя, актуальных общественных явлениях, трендах и в итоге решать главную задачу – предоставлять читателю и читательнице книги, которые подобраны для них, соответствуют их интересам и потребностям», – говорит президент Издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков. «Женщины чаще мужчин читают и слушают книги в электронном формате. В целом женщины составляют 60% покупателей сервиса ЛитРес, поэтому и первую федеральную рекламную кампанию мы ориентировали именно на них. Кампания привела к повышению узнаваемости бренда, увеличению органического трафика и привлечению новых пользователей приложений. В результате выручка сервиса ЛитРес за счет продаж через сайт litres.ru и мобильные приложения выросла на 56%. При этом важный тренд – рост спроса на аудиокниги, доля которых в структуре розничных продаж сервиса ЛитРес составила 25%. Еще более 4% оборота пришлось на самиздат, который сейчас вовсю набирает обороты. На ресурсах ЛитРес и MyBook в 2018 году было размещено более 11 тыс. новых произведений авторов, привлеченных в рамках проекта «ЛитРес: Самиздат», – говорит генеральный директор группы компаний «ЛитРес» Сергей Анурьев. Лидерами по динамике роста каналов продаж на книжном рынке являются интернет и федеральные книготорговые сети. В 2018 году продажи через онлайн-сервисы выросли на 25%. Данный рост произошел за счет привлечения новой аудитории, в основном – молодой, для которой искать, приобретать и читать книги привычно именно онлайн. Причина роста интернет-каналов продаж – и в мероприятиях, направленных на пропаганду чтения, которые были организованы как государством, так и бизнесом. В 2018 году холдинг «Эксмо-АСТ» продолжил активную работу по реализации социальных программ, направленных на пропаганду чтения, поддержку интереса к книге среди россиян всех возрастов, в том числе среди детей и подростков. Эксперты издательской группы приняли участие в разработке 15 региональных «Программ развития и поддержки чтения на 2018–2021гг.», вошли в состав межведомственных рабочих групп по разработке стратегии развития чтения. Также при поддержке холдинга в прошлом году проведено более 70 мероприятий по популяризации чтения, размещена социальная реклама чтения, открыты мобильные библиотеки в десятках городов. Важное направление работы холдинга – развитие прямых коммуникаций с читателями, что достигается путем соцсетей, мессенджеров, интерактивных ресурсов о книгах. Принцип, который сегодня стал ключевым в развитии всех направлений деятельности Издательской группы – книга должна быть доступна читателю 24 часа в сутки 7 дней в неделю в течение всего года. В 2018 году объем книжного рынка с учетом сегмента учебной литературы составил 96,9 млрд рублей. Согласно прогнозам аналитиков, рост книжного рынка в ближайшие годы сохранится на уровне 7%, основными драйверами останутся электронные и аудиокниги. Доля печатной книги к 2022 году вырастет на уровне 5%, электронные книги увеличатся примерно на 30%, аудиокниги – на 40%.

Олег Новиков: «Современные писатели и издатели делают ставку на женщин»
© Работница