Войти в почту

С чем связано замедление мирового рынка грузовых авиаперевозок

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) в два раза понизила прогноз роста грузовых авиаперевозок в 2019 году. При этом уже в январе—феврале глобальный спрос на поставки товаров самолётами снизился на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Главными причинами негативной динамики эксперты считают общее замедление мировой торговли, тарифное противостояние США и Китая, а также мировой рост цен на топливо. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) в два раза ухудшила прогноз роста объёма грузовых авиаперевозок в 2019 году. Об этом во вторник, 12 марта, заявил генеральный директор организации Александр де Жуниак во время выступления на Всемирном транспортном симпозиуме. По оценке IATA, в текущем году глобальный спрос на доставку товаров самолётами вырастет лишь на 2% против ожидаемых ранее 3,7%. Согласно оценке IATA, с января по февраль объёмы грузовых авиаперевозок в мире уже сократились на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом, как отмечают в организации, падение оказалось рекордным с 2016 года. По данным ассоциации, мировой рынок авиационных перевозок грузов начал серьёзно замедляться ещё в 2018 году. Так, глобальный спрос на транспортировку товаров самолётами в среднем вырос лишь на 3,5% против 9,7% в 2017-м. Более того, уже с октября по декабрь объёмы воздушных поставок сократились на 0,9%. «Спрос на грузовые авиаперевозки ослаб к концу 2018 года на фоне замедления мировой торговли, снижения потребительского доверия и геополитических препятствий. Сохранение торговой напряженности и протекционистские действия со стороны некоторых правительств создают серьёзные риски для дальнейшего снижения спроса», — говорится на официальном сайте IATA. Усиление торговой войны США и КНР в 2018 году привело к снижению темпов роста мировой торговли до 4% против 5,3% в 2017-м. Об этом говорится в материалах МВФ. В своём январском отчёте организация сохранила прогноз по увеличению глобального товарооборота на 4% в 2019 году, но при этом ухудшила оценку на 2020-й — с 4,1% до 4%. Примечательно, что эксперты ВТО также отмечают негативные тенденции в динамике глобального товарообмена и воздушных грузовых перевозок. Согласно прогнозу организации, в I квартале 2019 года индикатор мировой торговли снизится до минимума за последние десять лет и составит 96,3 пункта. При этом, как ожидается, индекс международных грузовых авиаперевозок упадёт рекордно с 2016 года — до 96,8 пункта. Значение индикатора ВТО ниже отметки 100 пунктов свидетельствует об отставании торговли от среднесрочных тенденций. Согласно подсчётам IATA, в января 2019 года спрос на грузовые воздушные перевозки незначительно вырос лишь в государствах Африки и Северной Америки — на 1,3% и 1,6% соответственно. При этом во всех остальных регионах мира динамика была отрицательной. Так, в Европе объём транспортировки грузов по воздуху сократился на 3%, в Латинской Америке на 0,6%, на Ближнем Востоке — на 4,5%, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе — на 4,8%. Как отмечают опрошенные RT эксперты, одновременно с геополитическими вызовами давление на рынок также мог оказать и значительный рост цен на нефть в 2018 году. По данным международной биржи ICE в Лондоне, с января по октябрь 2018 года цена на нефть марки Brent выросла почти на 30% и в моменте превышала отметку $86 за баррель. На сегодняшний день баррель энергосырья Brent торгуется вблизи отметки $66—67. «Индустрия аиаперевозок сильно подвержена влиянию цен на топливо. Рост нефтяных котировок снижает рентабельность воздушной транспортировки грузов, сокращает возможности инвестиционных программ и в целом тормозит развитие компаний», — рассказал RT инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин. Как пояснил в беседе с RT аналитик ГК «Финам» Алексей Калачёв, обвал мировых цен на нефть в 2014—2016 годах способствовал заметному увеличению российских грузовых авиаперевозок. Вместе с тем, по словам аналитика, восстановление сырьевых котировок в 2018-м ослабило спрос на воздушную транспортировку товаров в Россию. «Если в 2014 году грузооборот российской гражданской авиации вырос на 2,8%, а в 2015 году — на 6,4%, то в 2016-м и 2017-м объёмы росли почти по 20% в год. Предварительные данные за 2018 год пока показывают снижение на 0,7%, и, скорее всего, это в значительной степени связано с ростом стоимости перевозок из-за подорожания авиакеросина», — добавил Калачёв. Заход на посадку Алексей Калачёв говорит о цикличности рынка грузовых авиаперевозок, поэтому пока не прогнозирует наступление стагнации в отрасли. Более того, по мнению Александра Бахтина, доля воздушных грузоперевозок в структуре мировой торговли не сократилась, и отрасль по-прежнему остаётся главным двигателем международного обмена товарами. Вместе с тем, как рассказал RT главный аналитик «ЦАФТ» Антон Быков, даже в случае урегулирования всех геополитических рисков, рынок грузовых авиаперевозок может продолжить замедление в 2019 и 2020 годах. «В условиях постепенного снижения темпов роста объёмов транспортировки грузов по воздуху, вся отрасль, вероятно, сможет, достаточно безболезненно подстраиваться под ситуацию в течение 2019 года. Однако в 2020 году спад экономической активности ускорится, и вполне возможно, что по итогам года объём грузовых авиаперевозок перестанет расти, либо сократится», — пояснил эксперт. Быков полагает, что в случае усиления торговой войны США и Китая, а также отсутствия компромисса по брекситу между ЕС и Британией, рынок может перестать расти уже по итогам 2019 года, а в 2020-м начнёт падать.

С чем связано замедление мирового рынка грузовых авиаперевозок
© RT на русском