Войти в почту

Кто портит воздух в Алматы - эксперты разошлись во мнениях

АЛМАТЫ, 12 мар — Sputnik. Проблема смога в Алматы является одной из самых актуальных в обществе. О том, как бороться с загрязненным воздухом, рассуждали эксперты в рамках дискуссионной встречи Expert Update. Кто виноват? Если детально изучить официальную информацию, которую предоставляет Казгидромет, то можно увидеть, что Алматы числится в лидерах списка казахстанских городов по уровню загрязнения воздуха. Для сравнения: на одном уровне с южной столицей оказались Темиртау и Караганда и Усть-Каменогорск, известные своими промышленными объектами. Как считает руководитель общественного фонда "Центр социальных и политических исследований "Стратегия" Гульмира Илеуова, в загрязнении окружающей среды виноваты как находящиеся в городе теплоэлектростанции (ТЭЦ) и автомобильный транспорт, так и частный сектор, отапливающийся углем. "В акимате Алматы заявляют, что в 80% случаях загрязнения воздуха виноват общественный транспорт. Причем, по их мнению, ТЭЦ не имеют отношения к проблеме. В буквальном смысле акимат обвиняет горожан в том, что они ездят на плохих автомобилях и портят воздух", - говорит Илеуова. По словам эксперта, вина частного сектора тоже присутствует. "Частные дома отапливаются на угле, у большинства населения отсутствует возможность перейти на газовое отопление", - резюмировала эксперт. Что делать? Генеральный директор Verny Capital Group Ерлан Оспанов и вовсе считает, что золотой квадрат Алматы давно уже превратился в "черный". "Все желают жить в центре, от этого здесь самый грязный воздух", - заявил спикер. Спасение он видит в переносе ТЭЦ за город. "Я вообще считаю, что обогревать дома надо электричеством. Не исключено, что тарифы могут стать выше. Электричеством легче всего управлять. Да, тепловые станции должны работать только на газе. Для того, чтобы ТЭЦ не портили воздух, они должны находиться в 50 километрах от города", - объяснил Оспанов. В то же время эксперт считает, что в Алматы мало автомобильных дорог. Транспортные артерии города не справляются с большим потоком транспорта. "Стоит лишь подняться на 30-й этаж отеля Ritz Carlton и можно увидеть, что от проспекта Аль Фараби в сторону гор нет ни одной магистральной дороги. В Алматы самое большое количество автомобилей подошло к своему пределу – машинам просто негде передвигаться. Я полагаю, что нужно также сократить количество светофоров и построить развязки", - отметил Оспанов. Показатели бензола зашкаливают Директор института экологии и устойчивого развития Куралай Карибаева напомнила присутствующим, что 17 лет назад правительство Казахстана приняло закон "Об охране атмосферного воздуха". По ее словам, на сегодняшний день его нормы и критерии не выполняются. Как считает эксперт, причина загрязненного воздуха кроется в старой производственной базе с высокими энергозатратами. "Повсеместно мы наблюдаем такую картину: недостаточное использование новых технологий, практическое отсутствие энергосбережения в тарифной и налоговой политике, не совсем квалифицированные кадры в акимате именно в сфере охраны окружающей среды", - считает Карибаева. В свою очередь, научный сотрудник лаборатории "Экология биосферы" Насиба Байматова подчеркнула, что состояние загрязненности воздуха в Алматы находится на одном уровне с Дели, в котором проживают 22 миллиона человек, а в южной столице – в 11 раз меньше. Эколог отметила, что среднесуточная концентрация канцерогена первой группы - бензола составляет 30 мкг/м3, а в Казахстане – 100 мкг/м3.

Кто портит воздух в Алматы - эксперты разошлись во мнениях
© Sputnik Казахстан