Войти в почту

Маргарита Русецкая рассказала о том, как нужно воспитывать любовь к чтению

Работа с книгой и желание читать книгу – это культура, которую можно и нужно формировать, считает ректор Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина Маргарита Русецкая. Говоря о приемах, которые позволяют привить детям любовь к литературе, Маргарита Николаевна обращается к российским семейным традициям совместного чтения- литературным гостиным. Этот формат стал частью совместного проекта Института Пушкина и депутата Госдумы, председателя Российского общества «Знание» Любови Духаниной «Русский язык в цифровую эпоху». Цикл профессионального обучения и курсов повышения квалификации для специалистов библиотек Южного округа Москвы проходил в течение года. За это время преподаватели института поделились с библиотекарями рядом современных методик работы с читателями. - Но самое главное - мы передали технологию проведения литературных гостиных, - отметила Маргарита Русецкая. – Этот формат и есть возрождение лотмановских традиций неспешного прочтения книги, когда по ходу текста к нему даются исторические, литературоведческие и культурологические комментарии. - Ведь в классической литературе уже очень много нам непонятно. Да, «Евгений Онегин» – это энциклопедия русской жизни, но – это энциклопедия той русской жизни, о которой мы сейчас имеем весьма зыбкое представление. Вошел: и пробка в потолок, Вина кометы брызнул ток… - Не каждый знает, что такое «вино кометы». А речь идет о шампанском, полученном от урожая 1811 года, когда в течение 10 месяцев в небе можно было наблюдать самую яркую комету столетия. Это явление активно обсуждалось в обществе, с ним связывались и дурные ожидания, и добрые предзнаменования. В историческом аспекте комета «послужила» знамением войны 1812 года. Виноделы же связывали с такими небесными телами уникальные урожаи и божественный, неповторимый вкус напитков. Поэтому вино урожая 1811 года маркировалось как «вино кометы». - Вот такие детали - их понимание - приближают содержание этих произведений к сегодняшнему дню и делают их интересными. Преодолевается основной барьер. Ведь пока дети читают, а половина фактов им непонятна – это не может быть интересным. Осознанному, спокойному, интеллектуальному чтению необходимо учить - без этого мы не сформируем понимание классической литературы. И литературные гостиные с их камерной обстановкой и неспешным вдумчивым диалогом о книге - в помощь такому формату.