Евгений Князев: трудовой контракт людей творческих профессий не может быть бессрочным
Сегодня с молодыми артистами театры заключают срочные трудовые договоры. То же самое касается и педагогов театральных школ — ректоры просто не знают, какую нагрузку смогут предложить им через год. Поэтому оценивать востребованность творческих работников театров необходимо, считает ректор театрального института имени Бориса Щукина, артист театра им. Евгения Вахтангова Евгений Князев. Кто будет давать оценку служителям Мельпомены, почему учреждения культуры заинтересованы в принятии закона о «театральной мафии» и может ли к актёру прийти слава после 90 лет, Князев рассказал в нашем пресс-центре. Он стал очередным гостем авторского проекта члена думского Комитета по культуре Наталии Пилюс «Год театра в «Парламентской газете». - Евгений Владимирович, в профессиональном сообществе много говорят о введении критериев эффективности работников культурных учреждений. В Минкультуры недавно разработали законопроект, дающий право театрам увольнять невостребованных артистов. Как вы относитесь к этому? - Нужно понимать, что люди, которые отдали театру 40-50 лет, просто так на пенсию не уходят. Ситуации бывают разные: к примеру, Владимиру Этушу было 96 лет, и он работал до последнего дня, выходил на сцену не часто, но эти спектакли, конечно, пользовались огромным успехом у зрителей. То же самое можно было сказать и о Владимире Зельдине. Но бывает и по-другому — когда артист не задействован в репертуаре и, к примеру, отказывается выходить в массовке. Я считаю, что театр должен иметь право такого человека уволить. Это, конечно, ответственность художественного руководителя: «тащат» репертуар, как правило, 20 человек в труппе. Уже сейчас молодые люди приходят к нам в театр не на бессрочный контракт, то же касается и наших педагогов. Если они не руководят курсом, я заключаю контракт только на год — я не знаю, какую нагрузку смогу предложить им в следующем году. И, кстати, молодому человеку проще сказать о том, что его не видят в репертуаре — пока у него есть возможность. Он сможет найти себя в другом месте. Впрочем, бывают и другие истории: к нашей актрисе Галине Коноваловой слава пришла в 95 лет со спектаклем «Пристань». Поэтому сдаваться не надо никогда. - Недавно премьер-министр Дмитрий Медведев поставил вопрос о возможном укрупнении театров, которые получают государственное финансирование, для решения их проблем с недостатком средств. Поможет ли укрупнение учреждениям культуры? - Вопрос непростой. Как объединить Большой, Малый, Вахтанговский театры? Это будет такой «Большой малохудожественный театр», а ведь у каждого своё лицо, своя история. Своя история, к примеру, и у нашей школы — мы отличаемся от других методикой преподавания. Когда у нас в гостях был министр культуры Владимир Мединский, он был удивлён уникальной атмосферой и порядком, который сложился у нас, сказал, что эти традиции надо сохранять и поддерживать. Что касается регионов… Был период, когда режиссёры приезжали в провинцию просто чтобы заработать денег, им было неважно качество постановок. Сейчас эта ситуация изменилась — главы регионов гордятся, когда их театры делают качественные спектакли. Укрупнение театров в субъектах, на мой взгляд, будет зависеть от потребностей конкретного учреждения культуры, от частных случаев. Но всегда нужно учитывать, что от введения единой бухгалтерии много не сэкономишь, да и ломать не строить. Хотелось бы, чтобы молодые люди — артисты, режиссёры — не боялись регионов, жизни там. Это даст им определённую уверенность. - В этой связи хотелось бы спросить о целевом приёме для творческих вузов. Поддерживаете ли вы практику, когда ребята из других городов, к примеру, из Самары, приезжают учиться по целевому направлению в Москву и после окончания обучения возвращаются обратно? - Мы ищем талантливых студентов по всей стране и давно работаем в этом направлении. К примеру, был опыт в Иркутске — студенты приезжали на учёбу к нам, наши педагоги преподавали у них, но ребята получали знания «на месте», в Иркутске. Мы считаем более правильным, чтобы студенты учились в Москве и Санкт-Петербурге — огромных культурных центрах с богатой историей — а после обучения возвращались в свои регионы. Если вспомнить недалёкое прошлое, многие режиссёры блестяще работали в российских регионах: Пётр Монастырский в театрах Воронежа, Ярославля, Красноярска, Новосибирска, Феликс Григорьян в Томске, Иван Бобылев в Перми и многие-многие другие. Это уникальные режиссёры, которые в своё время не только славили театральное искусство отдельно взятого региона, но и всего отечественного театра. - В Государственной Думе 22 марта пройдут парламентские слушания «Об основных принципах правового регулирования в новом законе «О культуре». Чего вы ждёте от этого закона? - Театральные деятели очень ждут его принятия. И тут есть несколько принципиальных моментов. Во-первых, мы до сих пор остаёмся в «сфере обслуживания», новый закон должен вывести культуру из сферы услуг. Во-вторых, должна быть решена проблема с госзакупками — из 44-ФЗ «О госзакупках» планируется убрать требования, мешающие эффективной работе учреждений культуры. Сейчас для каждой своей закупки театры обязаны обосновывать цену для этой работы, к примеру, высчитывать среднюю стоимость контрактов с режиссёрами и артистами. Бесконечные тендеры тормозят работу театров, поскольку предполагают выбирать того исполнителя, что предложит меньшую цену, а не более качественную продукцию. - А как в Театре им. Евгения Вахтангова относятся к законопроекту о «театральной мафии»? Законопроект, который депутаты приняли в первом чтении, сделает продажу театральных билетов с рук правонарушением. - Это очень важная инициатива. В театры всегда ходили инженеры, учителя, врачи — люди интеллигентных специальностей, для которых завышенная стоимость билетов — к примеру, 20 тысяч рублей за билет «с рук» — цена неподъёмная. За такие деньги и я не стану покупать билеты в театр — такого быть не может и не должно, поэтому мы поддерживаем этот законопроект. В нашем театре есть билеты разной ценовой категории, но всегда есть доступные, которые могут себе позволить абсолютно все.