Теперь все говорят о «Тролзе». У известного завода появились новые проблемы
26 февраля на сайте «Свободные новости» была опубликована статья «Миллиард «Тролзы». Что связывает саратовских производителей майонеза и троллейбусов с космическим заводом и престижным участком земли в Москве». В ней говорилось об уступке за долги предприятий компании «Солнечные продукты» холдингу «Русагро» и о том, что троллейбусный завод, чьими владельцами являются люди, связанные с «Солнечными продуктами», тоже переживает нелегкие времена. Сразу после этого ЗАО «Тролза» оказалось в центре внимания. Свои против губернатора В день публикации статьи губернатор Валерий Радаев, выступая на активе Энгельсского района, заявил, что коллектив завода отправлен в вынужденные отпуска. «На данный момент из-за отсутствия заказов производство остановлено. Восемьсот работников, включая коллективы дочерних предприятий, отправлены в вынужденные отпуска. Считаю, что собственнику необходимо принять исчерпывающие меры по поиску источников для пополнения оборотных средств», – рассказал губернатор. Рекомендации были даны довольно странные: найти источник пополнения оборотных средств – при том, что заводу предъявлен миллиардный иск; искать кооперации с «КамАЗом», который является конкурентом «Тролзы» в выпуске городского электротранспорта. На следующий день областное министерство промышленности в своем комментарии фактически опровергло слова губернатора, заявив, что предприятие перешло на работу в штатном режиме. Генеральный директор завода Иван Котвицкий рассказал журналистам: «Заказы у нас есть. Производство приостановлено. Последняя приостановка производства была две недели назад. И это уже другой вопрос. То, что все работники предприятия находятся в отпуске, – это не так! Ни одно предприятие не работает на сто процентов. Кто-то в отпусках, кто-то еще что-то. То, что 800 работников ушли в отпуск, – это не соответствует действительности! Мы уже три года ведем работы по созданию альянса с крупными – не только машиностроительными, но и другими – корпорациями. У нас есть три протокола о намерениях. Губернатор просто озвучивает то, чем мы занимаемся в течение трех лет. С какими именно предприятиями ведем переговоры – коммерческая тайна». Заметим, что между протоколами о намерениях и реальными договорами существует изрядная дистанция. И пойдем дальше. Блогер Павел Дуксин тоже обратился к проблемам «Тролзы» и рассказал еще об одном исковом требовании к заводу. Кроме уже известного требования «БМ-банка» на миллиард с лишним, это иск ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» овзыскании 763 373 941 рублей неустойки по договору поставки от 28.12.2017. Автор надеется, что по иску ГТЛК «суд, скорее всего, снизит неустойку (при условии, что истец все докажет)». На наш взгляд, в этом случае не так уж много поводов для оптимизма. И уж вовсе странным выглядит пожелание Дуксина правительству области: «На мой взгляд, правительство Саратовской области обязано принять участие в урегулировании финансовых проблем предприятия. Вопрос этот не столько касается бизнеса, сколько является социальным и важным для всего региона. Иначе мы и дальше будем читать в заголовках СМИ и телеграм-каналах об очередной саратовской проблеме». Можно по-разному оценивать роль правительства Валерия Радаева в делах саратовской экономики, но урегулировать финансовые проблемы «Тролзы» оно совершенно не обязано. Тем более что возникли эти проблемы по причине странных финансовых операций людей из числа учредителей предприятия. Остатки «Бурана». Фото Ralph Mirebs / Exclusivepix Media.jpg Анонимный, полный оптимизма источник Еще одна статья на «тролзовскую» тему появилась на портале деловой информации «Бизнес-вектор». «Весьма информированный», но анонимный источник изложил журналистам БВ свою версию происходящего. В целом дела на предприятии идут неплохо. Есть проблемы, связанные с кассовыми разрывами. «Если раньше годовой лимит кредитования составлял 1,7 млрд рублей, то теперь банки пошли на резкое снижение, именно в этом причина наших затруднений», – пояснил источник. Причина же резкого изменения банковской политики кроется, в том числе, в активности средств массовой информации, писавших об обысках в «Солнечных продуктах» и банке НВК. «Обыски были в тринадцати регионах, но именно у нас пресса взахлеб писала, интриговала, выдвигала версии одна другой краше. Слушайте, ну – обыски, сейчас все время в стране какие-то мероприятия идут…» И вообще, авторы «публикации в одном из саратовских информагентств, предрекающие для «Тролзы» большие проблемы из-за поручительства по долгам компании«Арно», сильно сгущают краски». Понятно, что речь идет о нашей статье, но вот в чем сгущение красок – непонятно. Есть иск к заводу на миллиард и три миллиона – мы об этом и написали. Если для завода это копеечная сумма, тогда извините, сгустили. Анонимный, но информированный источник сделал еще одно интересное заявление, но к нему мы вернемся позже. Пока же скажем только, что речь идет о землях Тушинского машиностроительного завода. Напоследок еще одно уточнение. Авторы БВ сообщают, а их источник не опровергает информацию о поставке десяти троллейбусов в Лос-Анджелес. Источник – информационное агентство «Панорама». Коллеги, «Панорама» – сатирическое издание, о чем прямо написано на его первой странице. Их профиль – правдоподобные, но полностью фейковые новости. Например, недавно «Панорама» писала об учреждении паспорта коренного жителя Москвы, который будет вручаться всем, прожившим в Москве более пяти лет, а также всем жителям северокавказских республик. Росстандарт против Однако ни чиновники, ни представители менеджмента завода не рассказали еще об одной проблеме «Тролзы» – приостановке отгрузки продукции по требованию Росстандарта. Мы коротко писали об этом в своей статье, а несколько позже ИА «Наша версия» разместило подробную статью на эту тему. Предписание контролирующих органов действует с 9 июня прошлого года и по сегодняшний день. Получается, что уже девять месяцев «Тролза» не отгружает продукцию. Не это ли стало причиной невыполнения контракта с Государственной транспортной лизинговой компанией? Государственная транспортная лизинговая компания(ПАО «ГТЛК»)— крупнейшая лизинговая компания России. Поставляет влизингвоздушный, водный и железнодорожный транспорт, энергоэффективный пассажирский транспорт, автомобильную и специальную технику для отечественных предприятий транспортной отрасли, а также осуществляет инвестиционную деятельность в целях развития транспортной инфраструктуры России. Согласно контракту «Тролза» должна была поставить 150 низкопольных троллейбусов. Росстандарт готовится к повторной проверке. Когда она будет завершена и каковы будут ее итоги – неизвестно, пока же сорваны поставки троллейбусов в Курск и Омск. Вполне вероятно, что эти поставки должны были осуществляться в рамках лизингового контракта с ГТЛК. Земля и кредиты Тема, прямо связанная с будущим «Тролзы», была поднята и на федеральном уровне. Газета «Ведомости» опубликовала статью «Вадим Мошкович может получить девелоперские активы «Букета». На землях группы можно будет построить около 2 млн кв. м недвижимости». Со ссылками на одного из партнеров главы «Русагро» Мошковича и не названных знакомых главы «Букета» Владислава Бурова издание утверждает, что девелоперские проекты саратовского холдинга были заложены в Россельхозбанке и после того, как «Русагро» выкупило долги «Букета», перешли к новому владельцу. «В частности, на землях Московского жирового комбината в Причальном проезде и на пересечении 1-го Грайвороновского проезда и ул.Грайвороновской девелоперская компания планировала построить жилые комплексы «Сити лайтс» (167000 кв. м) и «Грайвороново» (от 360000 до 565000 кв. м). Структурам «Букета» принадлежит еще и Тушинский машиностроительный завод на ул.Свободы в Южном Тушине. С 2012 г. завод находится в стадии банкротства. Газета «Коммерсантъ» в прошлом году сообщала, что на его территории могут построить 1,4 млн кв. м недвижимости», – перечисляют потенциальные проекты «Ведомости». Расположение Тушинского машиностроительного завода / ОТБ-82 С одной стороны, в это можно поверить, «Русагро» выкупило 80 процентов долгов «Солнечных продуктов» за 34,7 миллиарда рублей. К новым хозяевам перешли Саратовский масложировой комбинат, маслоэкстракционный завод в Аткарске, ООО «Волжский терминал» в Балаковском районе (маслоэкстракционный завод, речной отгрузочный терминал и элеваторный комплекс) и АО «Элеваторхолдинг» с шестью филиалами на территории Саратовской области, одним на станции Шантала Самарской области и одним в известной станице Кущевской Краснодарского края. Предприятия в Саратовской области прошли модернизацию, а балаковский маслоэкстракционный завод построен в 2015 году. Но в любом случае эти предприятия не могут стоить 34,7 миллиарда рублей – это больше ста миллионов долларов за каждое. И отсюда вроде бы напрашивается вывод, что девелоперские проекты саратовской компании, прежде всего московские, были в залоге и перешли к «Русагро». Не мог же банк выдать такой кредит под залог одних только заводов и элеваторов. На самом деле – мог, если учитывать саратовские реалии и знать, кто стоит (стоял) за «Букетом». Есть и некоторые косвенные свидетельства того, что девелоперские проекты могли не входить в залог по кредитам. Вот, например, сообщение пресс-службы «Солнечных продуктов»: «Приобретенный долг составляет более 80% от общей внешней долговой нагрузки группы «Солнечные продукты». Долг обеспечен залогом всех основных активов компании. «Русагро» планирует реализовать приобретенные права требования и приобрести часть активов группы «Солнечные продукты» с целью создания крупнейшей масложировой компании в России». О землях в столице и в Саратове в официальном сообщении ничего не говорится. Или вот «информированный», но анонимный источник «Бизнес-вектора»: «У Тушинского механического завода весьма привлекательная территория в столице в размере свыше 327,7 тысячи квадратных метров, когда этот участок будет реализован, все проблемы с поручительством «Тролзы» исчезнут». Или этот человек, судя по всему, один из руководителей «Тролзы», не знает, что земли ТМЗ перешли к «Русагро»? Если же строительные проекты остались у группы компаний «Букет», за что Вадим Мошкович – руководитель «Русагро» – заплатил такие деньги? И в любом случае, кто бы ни был владельцем Тушинского завода, он должен знать, что земли под цехами находятся у завода в аренде, а распоряжается ими правительство Москвы. Согласится ли московское правительство на изменение разрешенного использования земельного участка с «эксплуатации завода» на жилую застройку – большой вопрос. При этом уже сейчас на землях ТМЗ на кадастровом учете стоит 17 зданий и сооружений, некоторые из них принадлежат на праве собственности третьим лицам. На фоне всех этих событий испытывает затруднения и «НВКбанк». В февральском рейтинге саратовских кредитных организаций банк оказался на последнем месте. Где-то убыло, где-то прибыло В тот период, когда принимались решения о том, что ЗАО «Тролза» выступит поручителем по кредиту «Банка Москвы», Лидия Петровна Барабанова, которую СМИ называют матерью Вячеслава Володина, уже вышла из числа бенефициаров ООО «Гортранс», среди лиц, принимающих решение, ее не было. Связи семьи Володина с выпуском троллейбусов прекратились раньше. По крайней мере, формально. Среди учредителей завода были другие люди, которые, как считается, входят в ближний круг спикера, например, учредитель ООО «Плещеево» Ольга Суетова. Сама же Лидия Петровна сосредоточилась на аграрном бизнесе. И, несмотря на возраст, активно занимается его модернизацией. Появилась информация, что большая часть активов, которые были записаны на Лидию Барабанову, объединены на базе одного холдинга. С 1марта 2019 года собственником 100 процентов ООО «Агростандарт», ООО «Сельскохозяйственное предприятие Городнянское», ООО «Сельскохозяйственное предприятие Мещерское» стало АО «Холдинг Днепрово». В этот же холдинг переведены контрольные пакеты (51 процент) ООО «Городнянские сады» и ООО «Медицинский центр здоровье». АО «Холдинг Днепрово» было зарегистрировано в деревне Городня Смоленской области в августе 2018 года и на 100 процентов принадлежит Лидии Барабановой. Как говорится, где-то убыло, где-то прибыло.