Войти в почту

В Праге обсуждали перспективы делового сотрудничества между РФ и Чехией

Российское посольство в Праге подтвердило этот факт, а также заявило, что подобные действия не соответствуют характеру российско-чешских отношений и не останутся без ответа. Испортила ли "ложка дегтя" встречу деловых людей двух государств? По большому счету - нет. Представители бизнеса, чиновники, эксперты уже, кажется, привыкли к тому, что недобросовестные политики то и дело вставляют палки в колеса позитивного сотрудничества, а машина тем временем все равно движется вперед. В мероприятиях Межправкомиссии приняли участие профильные министры Денис Мантуров и Марта Новакова, главы ряда российских и чешских регионов, руководители диппредставительств обоих государств, крупные бизнесмены и эксперты. На пленарных заседаниях и встречах рабочих групп состоялись острые дискуссии, были рассмотрены конкретные проекты и программы, проанализирован опыт сотрудничества в непростых условиях последних лет, определена стратегия на будущее. Сказать, что на небосклоне российско-чешских деловых отношений все безоблачно, - значит сильно погрешить против истины. От войны санкций очень пострадали существовавшие ранее партнерские связи и были поставлены под удар перспективные. Целый ряд крупных чешских компаний, повинуясь солидарной политике ЕС, прервал выгодные контракты с Россией либо заморозил их на неопределенное время. Если семь лет назад товарооборот между нашими странами составлял $14 млрд, то в 2016-м упал более чем в два раза. И только два последних года стали демонстрировать рост. Одна из причин этой явно позитивной тенденции заключается в том, что, в отличие от многих других членов Евросоюза, Чешская Республика не спешила сжигать мосты, а продолжала искать выходы из сложившейся ситуации. И рядовые граждане этой страны, и ее власти всегда отличались здоровым прагматизмом (вспомним бравого солдата Швейка), а экономическую выгоду ставили выше текущей политической конъюнктуры. Раз невозможно взять санкционные барьеры в лоб, то предпримем обходные маневры, решили местные деловые люди и сделали ставку на региональное сотрудничество. А поскольку любой бизнес - это улица, как минимум, с двусторонним движением, то, понятное дело, чехи рассчитывали на встречные шаги российской стороны. Сегодня накоплен впечатляющий опыт реализации взаимовыгодных проектов местных предприятий с партнерами из Татарстана, Свердловской, Ульяновской, Нижегородской областей. Причем речь идет о взаимодействии в разных сферах: машиностроение, информационные технологии, сельское хозяйство, медицина, логистика, образование, туризм... Как раз в дни проведения заседаний Межправительственной комиссии ее участники смогли присутствовать на церемонии запуска завода по производству гибких упаковочных материалов Danaflex-DGPack в Оломоуцком крае. Проект этого инновационного комплекса реализован по инициативе и на основе прямых инвестиций партнеров из Татарстана. Завод в небольшом чешском городке Простеев, предоставив местным жителям двести рабочих мест, позволит выпускать до пятнадцати тысяч тонн гибкой упаковки в год. На церемонии его открытия наряду с другими высокими гостями присутствовал глава Татарстана Рустам Минниханов. Кстати, несколько лет назад в интервью "РГ" он подробно рассказывал о планах республики в области международного делового сотрудничества. "Чехия как раз и стала одной из площадок реализации этих замыслов", - отметил г-н Минниханов. Выразительный пример партнерства связан с производством самолета для местных линий L-410 Еще один российский регион, который теперь значительно ближе бизнес-кругам Центральной Европы, - Свердловская область. Недаром президент Милош Земан свой недавний официальный визит в РФ начал именно с Екатеринбурга, подчеркнув тем самым важность экономических и культурных связей между Уралом и Чехией. Свой филиал в Екатеринбурге открыл крупный машиностроительный завод ТОS Varnsdorf, и теперь чехи уже строят планы по строительству второй очереди предприятия. Другая чешская компания LABARA, которая производит изоляционные материалы для электротехники, выкупила на Урале завод-банкрот, создала СП и теперь активно продвигает свою продукцию на российском рынке. И планы тоже интересные: руководители компании выступили с инициативой создания здесь чешского национального технопарка. Но самый, пожалуй, выразительный пример партнерства связан с производством пассажирского самолета для местных линий L-410. Известный российский холдинг УГМК несколько лет назад фактически спас от банкротства старейший самолетостроительный завод Aircraft Industries в городе Куновице, став его главным акционером. Затем производство "элок" было налажено и на Среднем Урале, но не в ущерб чешскому партнеру, это был как раз тот случай, когда взаимное сотрудничество, обмен технологиями, привлечение самых современных схем маркетинга позволили достичь синергии, открыть новые рынки, увидеть перспективы. В прошлом году завод в Куновице поставил покупателям из России, Казахстана, Армении восемнадцать машин. В втором квартале этого года начнется серийное производство новой модели L-410 NG. Этот самолет обладает большей грузоподъемностью, увеличенной дальностью полета, самой современной авионикой. Он уже демонстрировался на авиасалоне в Жуковском и был высоко оценен специалистами. В планах у чешских авиастроителей (а значит, и у их уральских коллег) вернуться к выпуску более вместительной машины L-610, работа над которой велась в Куновице еще три десятка лет назад. Но, как мне пояснили на заводе, если такой самолет поднимется в небо, то, конечно, на базе современных двигателей, авионики, новых композитных материалов. Навестив накануне заседаний Межправкомиссии авиаторов, я встретился в соседнем Злине с управляющим директором другой чешской компании MGM COMPRO, которая также мечтает обзавестись надежным партнером в России. 35-летний Мартин Дворский - представитель того самого направления в бизнесе, которое зовется инновационным. Продукция их фирмы - а это различная электроника, электрические силовые установки, регуляторы - широко используется в космической отрасли, авиации, на морских и речных судах, экспортируется в пятьдесят две страны. Пан Дворский как раз и заинтересовался моим впечатлением от посещения самолетостроительного завода, поскольку убежден, что малая авиация в самое ближайшее время перейдет на электрическую тягу. - В Норвегии уже в ближайшие двадцать лет все внутренние рейсы будут осуществляться исключительно на летательных аппаратах, оснащенных электродвигателями, - сказал он. - Это общемировая тенденция. А мы готовы предложить авиационной промышленности свои разработки. Собственно говоря, подобных предложений с обеих сторон звучит много. И то, что сотрудничество бизнеса получает господдержку как у нас в России, так и в Чехии, - гарантия движения вперед.

В Праге обсуждали перспективы делового сотрудничества между РФ и Чехией
© Российская Газета