Войти в почту

Что ждёт российский транспорт в ближайшее время

Вместе с транспортным аналитиком Ильёй Петушковым Strelka Mag рассказывает о том, что случится с российским общественным транспортом в ближайшие два года. Успех МЦК приблизил появление диаметров В прошлом году ещё не запустившиеся Московские диаметры были у всех на слуху: Москва активно готовит первые две линии к запуску в 2019–2020 годах. По сути, это наземное метро, линии которого проходят из области через Москву, не заканчиваясь на вокзалах, как обычные электрички. Своим появлением Московские диаметры обязаны МЦК, которое работает уже два года. Городские департаменты научились работать с РЖД и получили уникальный для России опыт организации перевозок. Электропоезд ЭГ2Тв «Иволги». Такие составы будут курсировать на Московских диаметрах «На МЦК обкатали модель организации сложных инфраструктурных проектов. У нового проекта большой градостроительный, экономический и социальный потенциал. Диаметры даже лучше МЦК. Есть желание властей инвестировать, есть желание людей пользоваться и есть общественное одобрение. До МЦК люди воспринимали электрички как обломок наследия, но сейчас ни у кого не возникнет вопросов, зачем вы тратите на электрички». В России появился частный трамвай В этом году в Питере открылась первая в истории современной России концессионная трамвайная линия. Транспортная концессия — это когда частная компания по договорённости с государством вкладывается в реконструкцию или создание путей, а потом получает прибыль от перевозок. В Санкт-Петербурге «Транспортная концессионная компания» заново проложила существовавшие пути и пустила по ним современные и почти бесшумные «Чижики» швейцарской компании Stadler. Два из четырёх маршрутов уже работают. Стоимость проезда не отличается от муниципального транспорта. «Это новая экономическая модель для России. Питер, как первопроходец, набивает много шишек. Но этот проект, сделанный с нуля в новой управленческо-экономической модели, может дать толчок положительным сдвигам в развитии общественного транспорта в других городах. С точки зрения продукта сервис общественного транспорта представлен как цельный продукт и качественная услуга. Он работает, но насколько хорошо с точки зрения экономики, мы узнаем впоследствии». Во многих городах трамвай может исчезнуть совсем Большинство российских городов не инвестировали в общественный транспорт 20–30 лет подряд. В такой ситуации трамвай становится обузой для городского бюджета: чтобы починить всю инфраструктуру и обновить составы, нужны миллиарды рублей. Если не вкладываться в общественный транспорт, город заполнят маршрутки, которые работают на пассажиропоток, а не комфорт для пассажиров и регулярное движение. «У общественного транспорта есть одна проблема — он операционно убыточный, потому что нужно соблюдать режим труда и отдыха, платить зарплаты и налоги. Работа на максимальный охват, ранние и поздние рейсы приносят убытки из-за низкого пассажиропотока. Поэтому общественный транспорт нуждается в субсидиях. В отличие от системного городского транспорта, маршруточники не дают нагрузки на бюджет. Если у администрации нет желания привести всё в порядок, трамвай становится первой жертвой. За ним идёт троллейбус. Города остаются с одними маршрутками, полным хаосом на улицах, а пассажиры пересаживаются на личные автомобили». Российский каршеринг развивается быстрее всех в Европе В 2018 году пользователи каршеринга совершили 23 миллиона поездок. Это в 3,5 раза больше, чем за 2017-й. Каждый из крупнейших игроков — «Делимобиль», «Яндекс.Драйв», BelkaCar — выпустили на дороги минимум по 4000 автомобилей. Московский парк каршеринга превысил 15 000 автомобилей. «Индивидуальный транспорт, к которому относится каршеринг, не спасёт нас от пробок: как только им начинают пользоваться все подряд, он перестаёт работать. В городе очень мало места, а автомобиль — большая штука, которая неэффективно использует пространство и не способна справляться с пиковым спросом. Общественный транспорт — единственный инструмент, который помогает решить проблему с трафиком в городе. Поэтому города должны его развивать и снижать зависимость от личного транспорта». Открылся первый участок Большой кольцевой линии Сегодня у метро есть один недостаток: чтобы попасть в другую часть города, пассажиры из периферии должны ехать через центр. Большая кольцевая линия метро эту установку должна изменить. В этом году Москва открыла первый участок из пяти станций. К моменту, когда кольцо замкнётся в 2021–2022 году, на нём будет 31 станция. Станция «Савёловская» на Большой кольцевой линии «Идея дать возможность ездить по периферии, не заезжая в центр, витает давно. Для большого города это важно, потому что нет единственного паттерна перемещения „из окраин в центр“: люди совершают передвижение между всеми возможными районами города в любое время дня. Чтобы это было удобно, и придумали второе кольцо, первые участки которого были заложены ещё в 60–70-е годы». В Москве больше не будет турникетов С 1 сентября 2018 года на всех маршрутах наземного транспорта столицы больше нет турникетов. Власти подсчитали, что убытки от задержек транспорта больше, чем от безбилетников. Расчёт простой: турникеты тормозят посадку пассажиров, из-за чего транспорт едет медленнее, перевозит меньше людей и, как следствие, зарабатывает меньше денег. «Турникет был технической попыткой решить управленческую проблему. С их помощью транспортные компании подсчитывали льготников, от количества поездок которых зависит размер компенсации транспортникам от города. К счастью, в какой-то момент стало понятно, что из-за турникетов транспорт задерживается. Отказ от них отражает смену парадигмы в мышлении города, власти и пользователей. Все начинают понимать, что общественный транспорт важен, а в городе, где активно растёт население, он должен быть надёжным. Пока через этот опыт прошла только Москва». Бум микромобильности продолжается Прокат электроскутеров и велосипедов призван решить проблему «последней мили», когда общественный транспорт перестаёт быть эффективным на короткой дистанции. В Москве появилось два оператора шеринга самокатов: YouDrive и «ДелиCамокат». Вместе у них около 2000 самокатов. Судя по анонсам, обе компании пополнят парк и продолжат работу в надвигающемся сезоне. «Это отдельная транспортная ниша, которой не существовало. Десять лет назад никто не мог представить, что взрослый человек будет рассекать по улицам центра Москвы на самокате по пути из офиса на деловую встречу. Сейчас это в порядке вещей. От массовости кикшеринга удерживает только вопрос цены, но рано или поздно электросамокаты станут ещё доступнее». Выделенных полос станет ещё больше Выделенные полосы — абсолютный must have для городов, которые хотят, чтобы общественный транспорт не стоял в пробках и не терял доверия пассажиров. «Выделенные полосы не делаются просто: нужно создавать целую систему, правильно делать разметку, чтобы перестраивались различные потоки, а также ввести видеофиксацию и штрафы. Для этого нужно межведомственное взаимодействие, без которого ничего не работает. За последние два года в России научились делать выделенные полосы. Без них общественный транспорт не может двигаться надёжно, к тому же это шаг по направлению к скоростным автобусам и трамваям».

Что ждёт российский транспорт в ближайшее время
© Strelka Magazine