Войти в почту

Смыслы недели: наперегонки за указами президента, дорожный KPI и цифровые выборы

Отличники и передовики В среду на сайте Кремля был опубликован перечень поручений по реализации послания президента Федеральному Собранию. И без того логично было предполагать, что заявления Путина сработают для федеральных чиновников как указы. Еще в начале этой недели премьер-министр России Дмитрий Медведев провел встречу с лидерами думских фракций, где обсуждалась законодательная сторона реализации послания. Затем спикер Госдумы Вячеслав Володин и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко вместе внесли законопроект об ипотечных каникулах, о которых говорил президент. Правительство же тем временем пообещало пересчитать пенсии для неработающих россиян в более справедливом ключе, как завещал президент, до 1 июля текущего года. Создается впечатление, что послание Путина запустило гонку между органами власти за право быть первым в реализации президентских предложений. Так ли это и откуда такая спешка у парламента и правительства? Комментирует политолог Виктор Потуремский: «Гонки точно не вижу. Любое послание президента Федеральному Собранию заканчивается большой резолютивной частью в смысле расписанных поручений. Понятно, что они касаются всех – Совета Федерации, Госдумы, правительства, региональных властей. Поэтому реакция понятная и во много неизбежная. Ну а в желании быть отличниками и передовиками ничего страшного нет». Комментирует политолог Марат Баширов: «Тут важно понимать, как вообще готовится послание. В ходе его подготовки некие идеологические установки идут от администрации президента и от самого главы государства. Но в подготовке, в оценке обязательно принимает участие правительство и его министерства. Когда Владимир Путин что-то озвучивает, это, конечно, основывается, в частности, на тех предложениях, которые были направлены в администрацию президента из правительства. Правительство не всегда знает, что в конечном итоге войдет в послание и какие меры будут озвучены, в частности, например, усиление социальной политики. Но если они подавали предложений десять и пять из них входят в послание, то в правительстве уже их понимают и знают. Они понимают, сколько это будет стоить, и какие шаги необходимо предпринимать. Вот так это выглядит. Отсюда такая скорость и такое детальное понимание». «Дорожная» карта для губернаторов Продолжая тему реализации президентского послания, можно вспомнить, что Владимир Путин потребовал от руководителей регионов постоянно следить за дорожной сетью. Уже сегодня стало известно, что для губернаторов собираются ввести новый показатель KPI – состояние дорог. Об этом написала газета «Ведомости», которая ссылается на проекты Минэкономразвития и Минтранса. Вообще, в последнее время все чаще в СМИ просачивается информация о внедрении системы KPI для оценки деятельности губернаторов. Практика для нашей страны новая. Приживется ли она и насколько эффективно судить глав регионов по уровню состояния дорог? Комментирует политолог Алексей Макаркин: «Действительно система современная, которая апробирована в корпоративном секторе, где она приводит к приличным результатам. Что касается губернаторов и дорог, то здесь нужно подчеркнуть важный момент – губернаторы получают дороги в разном состоянии. Здесь надо оценивать не общее состояние дорог, а те изменения, которые произошли при конкретном главе региона. Условно говоря, если дороги были идеальными, а при губернаторе они ухудшились, но по ним можно спокойно ездить, то этот губернатор менее эффективен, чем тот, который получил дороги в очень плохом состоянии и смог их улучшить. Постоянно возникают идеи, что могут быть объективные характеристики для глав регионов, и они могут играть решающую роль при увольнении с их должности. Но все-таки критерии увольнения иные. Они не имеют прямого отношения к определенным цифрам. Там все-таки ключевым может быть критерий отношения общества к главе региона. Этот критерий показывает не просто конкретные цифры, а как граждане воспринимают политику главы». Комментирует политолог Виктор Потуремский: «Этот бизнесовый подход не очень обычный и привычный для нашей страны, когда люди начинают отвечать за конкретный результат. Я за всем этим вижу попытку повысить качество государственного управления и муниципального управления в том числе. Эти изменения, на мой взгляд, скорее, позитивные. Если KPI составлены правильно и учтены некоторые стратегические проекты, то я двумя руками «за». Неизбежное будущее В конце рабочей недели в Москве проходил Первый общероссийский электоральный медиафорум, организатором которого выступила Центральная избирательная комиссия РФ. Председатель ЦИК Элла Памфилова по-хозяйски модерировала форум и рассказывала в подробностях о тех нововведениях, которые ждут российское избирательное законодательство в ближайшее времени. Медиафорум стал некой чертой подведения промежуточных итогов деятельности рабочей группы при ЦИК, куда вошли политологи, руководители думских фракций, сотрудники администрации президента. Предложения рабочей группы уже оформляются в законодательные инициативы. Самые главные из них связаны с цифровизацией выборов. Во-первых, это электронное голосование, эксперимент по проведению которого пройдет в Москве на выборах в Мосгордуму осенью этого года. Во-вторых, это открытие цифровых участков по всей стране. Политологи считают, что нововведения полны рисков, но от них никуда не уйти. Комментирует политический консультант Игорь Минтусов: «В России, как и в большинстве европейских стран, есть проблема старения населения. Растет количество маломобильных граждан. Поэтому нет никаких сомнений, что цифровизация избирательного процесса – это важнейшее стратегическое направление, и оно должно стать основным способом голосования. Главная проблема, с которой мы столкнемся, – это доступность. Речь идет не столько о наличии у граждан цифровых устройств, сколько о доступности в пользовании. Например, три года назад РЖД на всех вокзалах Москвы установили автоматы по продаже пригородных билетов. Если вы придете на любой вокзал, вы увидите, что у автоматов нет никаких очередей, а у касс они есть. Чтобы купить в билеты в автомате, нужно проделать определенные действия и иметь какие-то знания, а в кассе человек получит гарантированно билет. Несмотря на то, что ЦИК РФ делает большие усилия по популяризации новых процедур голосования, всего этого, с моей точки зрения, недостаточно. Нужна кампания по просвещению в этой области. Электронные платформы для голосования должны быть просты и понятны – это банальная истина. Менее банально то, что для широких групп людей будет сложно пока пользоваться всеми этими замечательными услугами». Комментирует политтехнолог Алексей Куртов: «За цифровизацией – будущее. Никуда мы от этого не денемся. Чем раньше мы начнем осваивать эту область, тем быстрее пройдем проблему всяких ошибок, сложностей и отрабатывания технологий. Эстония – нам пример. У них около 75% общего голосования проходит через электронную систему. Конечно, у них нет такого большого опыта искажения результатов, как в других странах, но тем не менее они справляются. Если привлекать такие технологии, как блокчейн, которые практически не позволяют искажать результаты, то почему нет?! Надо отрабатывать эти технологии. Мы все равно к ним придем». Фото: Виктор Вытольский

Смыслы недели: наперегонки за указами президента, дорожный KPI и цифровые выборы
© РИА "ФедералПресс"