Раскинули сети. Нижний Новгород стал столицей торговых центров
Нижний Новгород занял четвертое место по итогам 2018 года в рейтинге российских городов с наибольшей обеспеченностью торговыми площадямиРаскинули сети. Нижний Новгород стал столицей торговых центровНижний Новгород вошёл в пятёрку российских городов с большим количеством торговых центров. По числу ТЦ наш город умудрился обогнать даже обе столицы – Москву и Санкт-Петербург. И это при том, что эксперты отмечают снижение покупательской способности населения. Зачем же нижегородцам такое количество огромных торговых площадей? И нужны ли они жителям города? Центр в тяжести Нижний Новгород занял четвертое место по итогам 2018 года в рейтинге российских городов с наибольшей обеспеченностью торговыми площадями. По оценкам экспертов компании Idem, на 1 тысячу нижегородцев приходится 562 кв. м торговых площадей, что превышает показатели Санкт-Петербурга (528 кв. м) и Москвы (502 кв. м). При этом норма торговых площадей составляет 280 квадратных метров на тысячу человек. Больше половины торговых комплексов расположены в Нижегородском районе города, почти треть – в Канавинском. Сами нижегородцы к таким цифрам относятся неоднозначно. Большинство жителей не раз сетовали, что лучше бы такими темпами в городе строились детсады, школы и поликлиники. Хотя эксперты ничего страшного в таком положении вещей не видят. «Перенасыщение рынка может навредить прежде всего владельцам бизнеса – уменьшением выручки и меньшей проходимостью», – считает директор Нижегородского центра научной экспертизы Татьяна Романчева. – «А вот потребителю большое количество торговых центров помешать не может, ведь у него увеличивается выбор товаров и развлечений. Недовольство горожан нельзя оценить однозначно, ведь торговые центры строят частные лица, а не государство, поэтому претензии предъявлять бессмысленно. Предпринимателям строить детские сады и парки невыгодно. Хотя сама я предпочла бы, чтобы парков стало больше и чтобы сохранялись и благоустраивались уже существующие». Первые места в рейтинге заняли Краснодар (738 кв. м на 1 тыс. жителей), Тюмень (625 кв. м), почётная «бронза» досталась Самаре (616 кв. м). Строй, раз, два! По словам экспертов, ситуация с торговыми центрами в Нижнем Новгороде кардинально меняется. И мода на их строительство медленно, но верно пошла на спад. Так, например, ввод торговых площадей сокращается на протяжении последних пяти лет. По сравнению с 2014 годом сокращение объемов строительства составило 81 процент. В прошедшем году в Нижнем Новгороде не было открыто ни одного торгового центра (впервые за три года. – Прим. ред.). Свои двери для покупателей открыли лишь два мебельных гипермаркета – Leroy Merlin и HOFF. При этом на продажу было выставлено сразу несколько торговых центров: «Сокол», «Новая Эра» и ТРЦ «Шоколад», ТРЦ «Кристалл» в Дзержинске, несколько комплексов в области. Даже прошедший чемпионат мира по футболу не смог «оживить» ситуацию. «По данным компании Watcom, произошло падение посещаемости торговых центров на 8 процентов по отношению к тому же периоду 2017 года. Бесспорно, в выигрыше остались гастрономический и гостиничный сектора», – отметил ведущий аналитик, руководитель отдела консалтинга компании IDEM Денис Зыков. В ближайшие годы в Нижнем Новгороде запланировано открытие двух торговых объектов: МФК «Аквамания» (планируемый ввод – 2020 год, совместит развлекательную функцию и шопинг, открыв первый аквапарк в городе) и ТЦ «Автозаводец» (открытие в апреле 2019 года, совместит функции шопинга и досуга). Спад интереса к торговым центрам, с одной стороны, объясняется снижением покупательской способности, с другой – ростом популярности онлайн-торговли. «В настоящее время для продаж уже не требуются площади в таком объеме: вести торговлю можно и в виртуальном пространстве», – рассказала председатель комитета по торговой недвижимости Российской гильдии управляющих и девелоперов, генеральный директор компании IDEM Екатерина Гресс. – «Рост рынка онлайн- торговли, конечно, не приведет к полному исчезновению классического ритейла, но окажет на него существенное влияние. Большие шансы на успех сегодня имеет тот, кто сможет объединить лучшие черты традиционной и интернет-торговли». В результате существующие торговые центры начали предлагать нижегородцам совершенно новые услуги. «Рынок торговых центров, к примеру, десять лет назад и сейчас – это совершенно разные вещи», – рассуждает бизнес-консультант Юрий Кузьмичёв. – «Собственники предлагают набор услуг, которых не было раньше. Это кинотеатры, детские клубы, многофункциональный центр, который недавно перенесли в один из торговых центров. То есть людям предоставляют возможность в ТЦ не только покупать, но и проводить свой досуг. И это отличная идея, с моей точки зрения». Эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы инвесторы вряд ли будут вкладываться в строительство торговых центров с таким желанием, как раньше. Стоимость строительства растёт, конкуренция высока, а в городе осталось не так много привлекательных мест под их застройку. Нижегородцы же смогут выбрать: ходить им в торговые центры для шопинга или просто развлечься и провести время с семьёй. «Новое дело»