Войти в почту

Да это баян: возрождение легендарного инструмента

Баян когда-то был очень популярен у нас, а сейчас снова готов стать модным инструментом. Для этого, правда, придется вернуть детей в музыкальные школы Те, кому за 40, не дадут соврать: советские дети были обречены на занятия в музыкальной школе. Отвертеться от музицирования удавалось тем, у кого на ухе изрядно потоптался медведь, да отъявленным хулиганам, которым закон был не писан. Гендерные стереотипы тоже имели место быть: девочки, как правило, учились играть на фортепиано, мальчики — на баяне. — Здорово же было! — восклицает Сергей Войтенко, баянист-виртуоз, композитор и основатель дуэта «Баян микс» (того самого, что зажигал на нашумевшей свадьбе главы МИД Австрии Карин Кнайсль). — Занятие музыкой — это важная составляющая эстетического воспитания. Сейчас для детей много интересного: музыкальным школам приходится конкурировать с кружками, секциями, клубами, различными проектами и программами. А в моем детстве где было коротать время? Кройка и шитье, кружок моделирования и музыкальная школа — весь досуг советского школьника. Маленький Сережа Войтенко пришел в музыкальную школу сам. Ему тогда было семь. Катались вечером с приятелем на великах, и вдруг приспичило: а махнули в музыкалку записываться! — Помню, никого не было уже, кроме вахтерши, — посмеивается музыкант, — но она сыграла решающую роль в моем выборе инструмента. Добрая женщина показала нам учебный класс, и я увидел огромный рояль и маленький баян. Из чисто прагматических соображений выбрал инструмент поменьше. На следующий день пришел с мамой и записался. Правда, в 3-м классе я музыкалку бросил. Бабушка уговорила вернуться к занятиям. Она так убедительно сказала про «кусок хлеба в будущем», что я поверил. В мечтах бабушка представляла Сереженьку знаменитым. Все говорила: вот увижу внучка по телевизору, и можно помирать. А Сереженька наоборот: славы не хотел — за бабулю волновался. Именно она, к слову, купила Сергею его первый баян. Отдала 300 рублей — свою годовую пенсию. — Сейчас цена инструмента начинается от 40 тысяч рублей, а заканчивается ближе к двум миллионам, — рассуждает баянист. — Для производства баянов используется в основном ручной труд — отсюда и цена. Успокаивает одно: баян — вещь ликвидная, в цене не теряет. Можно ли сделать так, чтобы современные дети так же, как Войтенко когда-то, сами приходили в музыкальную школу и записывались на баян? Виртуоз считает, что современному обществу не хватает ненавязчивой госпрограммы. Нужна популяризация баяна, даже в столице с ней не очень. Москва пока проигрывает, например, Самаре или Красноярску. Там попасть в класс баяна ребенок может, только выдержав конкурс. Свою собственную программу Войтенко воплощает в жизнь не один год и уже дважды вместе с друзьями устраивал фестиваль «Душа баяна». Говорит, успех для мероприятия такого рода колоссальный: около 2 тысяч участников собралось. В планах — ото- брать по всей стране лучших баянистов и устроить галаконцерт в Кремле! Отличным примером Войтенко считает опыт Василия Андреева, который создал в царской России балалаечный оркестр по аналогии с симфоническим и получил разрешение от имени императора раздавать балалайки солдатам, уходящим в запас. Так года за полтора балалайка ушла в народ. Почему бы сейчас не вручать военным баяны, шутит баянист. Придумал он и как сделать инструмент более доступным: полгода назад открыл в Италии фабрику по производству баянов. Цену на них устанавливает ниже рыночной. Пока на фабрике налажен выпуск эстрадных инструментов. От академических они отличаются «звуковыми допущениями» и внешним видом. Академический инструмент — это классика с чистым звуком, эстрадный — это красивый дизайнерский корпус и немного модной «синтетики» в звуке. — Нарядный белый баян, с которым я прыгаю по сцене, сделан на моей фабрике, — признается музыкант. — Он весит восемь килограммов, легче стандартного на 10 килограммов. Но не этот белоснежный красавец — любимец виртуоза. Среди десятка инструментов, которые когда-либо у него были, душу греет баян фабрики «Юпитер». Дорогому сердцу подарку уже лет 15, а Войтенко до сих пор называет его «Ламборджини» в мире баянов. — Игра на баяне накладывает отпечаток на личность, — уверяет музыкант. — Баянист — это человек-оркестр. Баянисты в большинстве своем балагуры, люди общительные, и многие даже занимают высокие руководящие посты. Где бы я ни жил, не было такого, чтобы соседи возмущались, слыша за стеной звуки баяна. Наоборот, благодарили. Правда, недавно мы с семьей переехали в новый дом, так сосед снизу, стоит мне заиграть, тут же стучит по батарее. Что ж, исключение подтверждает правило. Баян, он объединяет! СПРАВКА В Москве больше 100 музыкальных школ: государственных и частных. Во многих сохраняется набор на класс баяна, но это направление нельзя назвать определяющим. Современные музыкальные школы делают акцент на модернизацию учебных классов, расширение программы, способов обучения.

Да это баян: возрождение легендарного инструмента
© Вечерняя Москва