Ещё

5 спектаклей для любителей русского авангарда 

5 спектаклей для любителей русского авангарда
Фото: Москва24
Театральный критик Антон Хитров — о лучших московских постановках, вдохновленных Малевичем, Родченко и Мейерхольдом.
"Слон" Где: в МТЮЗе Кто поставил: Что это: Худрук одного из лучших московских театров выкопала где-то сатирическую пьесу 30-х годов — о жадном крестьянине, который нашел клад и не хочет делиться с колхозом, — и превратила в трагикомедию о маленьком человеке и власти.
"Слон" — это буффонада, но самого высокого класса. В театре часто путают гротеск и кривлянье, но настоящий гротеск играть еще сложнее, чем живых людей. Зритель должен верить, что ваш герой реален, при том, что он говорит и ведет себя не как нормальный человек. Актеры МТЮЗа делают это виртуозно. Наверное, так должна была выглядеть итальянская комедия масок.
При чем тут авангард: Пространство спектакля проектировал великий театральный художник . Идеи он искал у конструктивистов — тех, кто придумывал облик молодой советской : декорация похожа на рабочий клуб , а надписи на костюмах колхозников напоминают плакаты того времени.
Большая вывеска «Известия» над сценой никак не связана с сюжетом: это просто отсылка к конструктивистскому зданию «Известий» в паре кварталов от МТЮЗа. Его построил дед художника, архитектор Григорий Бархин.
3 и 30 марта
"Хармс. Мыр" Где: в «Гоголь-центре» Кто поставил: Что это: Самый странный и самый стильный столичный мюзикл по стихам и рассказам  — писателя, который стал лицом литературы абсурда в России. Акробаты, клоуны, жонглеры, фантастически красивые мизансцены, отличный саундтрек  — в общем, идеальное шоу, которое и на Бродвее не стыдно показать.
При чем тут авангард: Почти все спектакли Диденко ссылаются на раннее советское искусство — поэзию, графику, живопись, театр и кино. Но в мюзикле по Хармсу этого особенного много. Во-первых, сам писатель принадлежит к авангардной литературе. Во-вторых, декорации с их простой геометрией, разноуровневым полом и шведскими стенками легко вообразить в какой-нибудь постановке , а костюмы Анис Кронидовой напоминают наряды крестьян на картинах Малевича. Наконец, актер-циркач, безупречно владеющий телом — идеал авангардного театра, который Диденко не без успеха попытался воплотить в жизнь с учениками .
В ближайшие месяцы спектакля нет, следите за афишей
"Идиот" Где: в Театре наций Кто поставил: Максим Диденко Что это: Принято думать, что Достоевский — материал для психологического театра. В общем-то, так и есть — спектакли и Камы Гинкаса это подтверждают. Но Диденко решил подступиться к классику с неожиданной стороны и пересказать «Идиота» на языке клоунады. Из-за компьютерной графики, масок и разноцветного грима постановка напоминает какой-то независимый фестивальный мультфильм, только вместо нарисованных фигурок — живые люди. Мышкина играет  — здесь он похож на грустного мима из фильма «Дети райка».
При чем тут авангард: Любовный треугольник из романа Диденко уподобил классическому трио комедии масок: Мышкин — это Пьеро, Рогожин — Арлекин, а Настасья Филипповна — Коломбина. Этот жанр очень увлекал режиссеров авангарда — Всеволода Мейерхольда, , : они видели в нем альтернативу реалистическому театру, который в то время многим казался не самостоятельным искусством, а «придатком» литературы. Арлекин, Пьеро и Коломбина появлялись в знаменитом спектакле Мейерхольда «Балаганчик» по пьесе Александра Блока.
28 и 29 марта
Opus №7 Где: в «Школе драматического искусства» Кто поставил: Что это: Типичный ранний Крымов. Мнимо наивный и бесконечно изобретательный «театр художника», созданный из подручных вещей: картона, краски, рваных газет и старой одежды. Сюжета в строгом смысле здесь нет, образы связаны ассоциативно. Первая часть под названием «Моя родословная» — визуальная поэма об истории европейского еврейства, вторая, «Шостакович», — пантомима о художнике, которого власть задушила в объятиях.
При чем тут авангард: Вторая часть спектакля — не только о композиторе Шостаковиче, но и в целом о судьбе советских авангардистов. Трехметровая Родина-мать вышагивает по сцене, поддерживаемая кукловодами, и палит из револьвера по фотографиям — а тех, на кого не хватило патронов, насаживает на громадные ордена, как бабочек.
В ближайшие месяцы спектакля нет, следите за афишей
"Время, которое" Где: в библиотеке Союза театральных деятелей Кто поставил: Что это: Почти детективная пьеса преуспевающего молодого драматурга об эмигрантке-фотохудожнице, которая старается восстановить биографию репрессированной прабабушки. Поиски приводят ее в московскую библиотеку, где чудом уцелел прабабушкин дневник. По сути «Время, которое» — радиоспектакль, но с кое-какими особенностями. Первое: к нему прилагается фотоальбом. Второе и главное: слушать его нужно в определенном месте — в читальном зале библиотеки СТД. Чтобы получить альбом и плеер с наушниками, нужно найти в каталоге карточку «Время, которое» и заполнить заявку библиотекарю — как на книгу.
При чем тут авангард: В основе проекта — реальная история о библиотекарях (теперь СТД), которые, рискуя жизнью, спасли архив Мейерхольда сразу после его ареста. Прабабушка главной героини училась на театроведа в ГИТИСе — а дневник начала вести как раз тогда, когда режим ополчился против авангардного театра. Спектакль — о том, каково это, когда любовь к искусству становится запретной любовью.
Ежедневно, кроме выходных
Антон Хитров
Гей-пара сбежала в США, прихватив усыновленных детей
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео