Покупка без страховки. Клиенты «Росгосстраха» столкнулись с проблемой в оформлении полисов
Клиенты страховой компании «Росгосстрах» пожаловались на организацию, заявив, что их пытаются обмануть. Водители писали свои истории общения со страховщиками: один, например, заплатил за электронный полис ОСАГО, но не получил документ, а другому из-за той же проблемы пришлось приобретать два полиса. «360» пообщался со специалистами и узнал, что делать в подобных случаях и на что можно рассчитывать. Почему страхование автомобиля важно: езда без соответствующего документа облагается штрафом для автомобилиста в размере 800 рублей (если полиса нет в принципе) и 500 рублей (если в нем допущены нарушения). Но большие проблемы возникают, если водитель без ОСАГО попадает в ДТП. Сложности появляются потому, что большинство споров по обстоятельствам происшествия без страховки приходится решать в суде. При наличии страховки компания виновника аварии оплачивает ремонт поврежденного имущества. Если же полиса нет, придется ремонтировать автомобиль пострадавшего из своего кармана. На портале о страховании Inguru на днях появилось обсуждение, где пользователи делились своим зачастую горьким опытом общения с «Росгосстрахом». В основном граждане жаловались на оперативность сотрудников при оформлении полиса ОСАГО. Большинство отзывов негативные: клиенты отмечали, что по истечении срока, когда должен был прийти полис, никакого документа на почту они не получали. Так произошло с этим пользователем: Другая клиентка рассказала, что 18 февраля внесла изменения в действующий полис ОСАГО и продлила его, но после того как деньги ушли, «Росгосстрах» затих. Из-за этого женщине пришлось купить новый полис. Еще один клиент хотел продлить полис. Он оплатил услугу на сайте и стал ждать документ по электронной почте. Получив сообщение, что страховка начнет действовать только через три дня после оплаты, клиент продолжил сидеть без автомобиля. Спустя неделю водитель решил, что на горячей линии страховой компании работают плохие специалисты. «Звонил на горячую линию „РГС“, но там сидят какие-то странные люди, которые абсолютно не понимают, чего я от них хочу. А я всего лишь спрашивал, в какие сроки страховщик сможет выслать оплаченный полис», — возмутился клиент. Источник фото: РИА «Новости»/Артем Житенев Один водитель более категорично отнесся к работе страховщиков, отметив, что обратится в полицию и Центробанк. Мужчина хотел сделать полис ОСАГО открытым, то есть чтобы любой человек с водительским удостоверением мог управлять его авто. Оплатив 3,6 тысячи рублей, он понял, что полис не пришел на почту. В итоге водитель позвонил на горячую линию и услышал, что его полис придет в течение 10 рабочих дней. «Что за ерунда? Как мне ездить эти две недели? В конце концов, оплатил счет сразу, а не 2 марта, что страховщику мешает исполнить свои обязательства? Если ответа не будет в течение трех рабочих дней, то есть до конца этой недели, пишу заявление в полицию и жалобу в Центробанк», — поделился автомобилист. В пресс-службе «Росгосстраха» ответили «360» на вопрос о сложившейся ситуации. В компании подтвердили, что был ряд случаев, когда внесенные клиентами изменения в полисы завершались некорректно. Однако уже после первого обращения от страхователя, не получившего полис по электронной почте, специалисты компании провели проверку случившегося. «При этом клиенты, столкнувшиеся с этой проблемой, были по телефону проинформированы о временной недоступности услуги. Тем, для кого внесение изменений в полис сопровождалось доплатой, компания предложила вернуть деньги. В настоящий момент всем клиентам, которым удалось дозвониться по указанным ими в личном кабинете телефонам, денежные средства уже перечислены», — говорилось в сообщении. Впрочем, у опрошенных «360» специалистов есть мнение, что сбои в оформлении полисов не были случайностью. Новая уловка Адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько объяснил «360», что, возможно, это новая уловка страховщиков, чтобы водители переходили на бумажные полисы. Полагаю, здесь мы имеем дело с очередной уловкой страховой компании. Когда они не очень любили электронные полисы, постоянно возникали сбои при их покупке Сергей Радькоадвокат. Другими словами, страховщик пытается заставить водителей ехать в отделение и заказывать бумажный полис, чтобы администраторы компании предложили и другие услуги. Источник фото: РИА «Новости»/Алексей Мальгавко Адвокат вспомнил, что во времена, когда вводились электронные полисы, у компаний была похожая уловка: ОСАГО вообще нельзя было купить онлайн, потому что на сайтах всегда были сбои: то клиента перекидывало на другую страницу, то данные водительского удостоверения или паспорта не вбивались. Но ту схему специалисты вычислили, поэтому, по мнению Радько, теперь страховщики создают неудобства в доставке документа, а не оформлении. Возник вопрос: можно ли требовать от страховой компании компенсацию ущерба, если водитель выехал на дорогу без страховки, хотя заплатил за нее? Радько полагает, что в такой ситуации виноваты оба, но в большей степени водитель, который позволил себе сесть за руль без ОСАГО. «Виноваты, наверно, оба. Во-первых, виноват страховщик, потому что он не обеспечил бесперебойную работу системы, но если водитель поехал без полиса, то независимо от того, почему он его не купил, он все равно нарушает, потому что без полиса он не имеет права ездить никак, закон запрещает. Никакой компенсации здесь страховая компания не заплатит, если будет ДТП без полиса, который вроде оплачен, но не пришел», — объяснил Радько. Конечно, можно подать иск в суд, и я думаю, что он имеет право на перспективу, потому что деньги списаны, все сделано страхователем, страховая компания полис предоставляет. Другое дело, что судебные баталии занимают месяц, и за это время полис может прийти. Если он придет через месяц, то в данном случае такие требования станут уже неактуальны Сергей Радькоадвокат. Источник фото: РИА «Новости»/Евгений Одиноков В любом случае о подозрительной работе страховых компаний следует уведомлять Российский союз автостраховщиков (РСА) и Центробанк. Первые должны представлять, какие компании есть, а ЦБ является регулятором в этой сфере — ему следует сообщать о подозрительных действиях в первую очередь. Сам Радько не слышал о подобных ситуациях со страховщиками, но предположил, что такое будет происходить все чаще. «Теперь на этом этапе будет проблема, и все сделано для того, чтобы мы стремились покупать полисы в бумажном виде, а не электронном», — считает специалист. Радько добавил, что в Москве сложно сделать полис на такси или иногородний автомобиль. Весной 2018 года была проблема, «которая сейчас, наверное, повторится»: полис не продавали мотоциклистам. «Страховщики отказываются от рискованных, по их мнению, клиентов, поэтому им тоже проблематично купить полисы», — заключил Радько. Не читаем между адресных строк Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов в беседе с «360» посоветовал водителям внимательнее смотреть на сайты, на которых они оформляют страховые полисы. «Заполнили, отправили, оплатили, полис появляется. Если ничего этого не происходит, необходимо звонить в страховые компании, уточнять, почему так происходит. Часто бывает такое, что просто владелец транспортного средства и тот, кто хочет оформить полис, он это делает не на сайте страховщика, а через сторонний сайт. Здесь есть опасность, что вы попали на мошенника», — объяснил Ефремов. Понять это можно просто: если водитель оплатил документ, но сайт ничего не прислал, значит, это не страховая компания. Надо понимать, что сайт настоящий, не подделка, не клон. Здесь желательно разобраться. Если сомневаетесь, лучше не оформлять. Действительно, есть сайты-клоны, которые имитируют реальную страховую компанию, там мошенники. Поэтому они вам ничего не пришлют. Какая-то точка, запятая (в адресной ссылке — прим. ред.), которую люди не видят, не понимают Сергей Ефремовзаместитель исполнительного директора РСА. Если же при оформлении полиса на официальном сайте происходит такая проблема, значит, произошел сбой в работе сервера. В этом случае нужно обратиться на горячую линию. «Страховая все сделает. Либо они вернут деньги, либо выдадут полис. Одно из двух», — объяснил Ефремов. Клиенты, которые жалуются, идут через посредников. Люди ищут посредника, который сделает это дешевле. Русская жадность — три копейки сэкономлю — вот к чему приводит. Посредник-мошенник. Отправил ему деньги — и все. На что повелся, на то и напоролся Сергей Ефремовзаместитель исполнительного директора РСА. Ефремов напомнил, что электронные договоры для того и придумали, чтобы человек мог самостоятельно их оформить. Если гражданин не в состоянии это сделать, то лучше обратиться в компанию напрямую, где ему помогут и подскажут.