И смех и Греф: В Сбербанке грабят роботы, а не человек

На этой неделе стало известно о том, что крупнейшая в России кредитная организация, Сбербанк, лишилась миллиардов рублей из-за ошибки искусственного интеллекта («ИИ»). Это признал сам руководитель банка Герман Греф. Судя по словам Германа Оскаровича, это уже не первая ошибка роботизированной техники с тех пор, как Сбербанка презентовал летом прошлого года разработанный им искусственный интеллект. И банк, по признанию Грефа, уже терял по вине «ИИ» миллиарды рублей. А что же руководство Сбербанка? «Мы учились на ней», - признался Герман Оскарович, имея в виду, по всей видимости, ошибку. Правда, он не уточнил – какую именно. Ту, которая произошла недавно, или многочисленные ошибки, случающиеся постоянно. Так, например, на мобильный телефон, к которому привязан счет пластиковой карточки Сбербанка, может просто не прийти подтверждение платежа (специальный код или обычное сообщение). В этом случае, если вы совершили такой платеж или вам кто-то перечислил средства, вы, судя по отчету услуги «Мобильный банк», можете так и не узнать, отправились ли деньги по адресу или пришли на ваш счет. И для того, чтобы узнать баланс средств на пластиковой карточке, вам нужно будет дойти до Сбербанка или банкомата, чтобы проверить его. Полгода назад супруга безрезультатно пыталась добиться от оператора Сбербанка ответа на вопрос: почему высланные на ее карточку средства не дошли? Ответа так и не последовало, хотя работники банка подняли все необходимые документы и, судя по ним, платеж так и не прошел. Каково же было ее удивление, когда через несколько дней выяснилось, что деньги спокойненько лежат на карточке – и это при подключенном «Мобильном банке». Причем даже если вы оплачиваете государственную пошлину, такой код может прийти (из-за сбоя в системе) только через сутки. Попробуйте в этом случае объяснить человеку, стоящему в общей очереди на оформление, например, права собственности на недвижимость, что «ничего страшного не произошло», когда хамоватый оператор в окошке буквально орет на него, требуя сказать код (а сзади подпирает возмущенная очередь). Не сказали – «приходите завтра» или тогда, «когда вам будет назначено» в следующий раз. А ведь «Мобильный банк» - услуга платная, впрочем, как и десятки других, навязываемых вкладчикам Сбербанка. Особенно любят консультанты самого большого банка в России пенсионеров: приходит такая бабушка или дедушка заплатить за что-нибудь с карточки, просит помочь консультанта провести эту операцию… И уходит с «навешенными» на карточку бедного пенсионера платными услугами, которые ему совершенно не нужны и о которых тот даже не подозревает! О каком искусственном интеллекте тут можно рассуждать? - «Искусственный интеллект лишил Сбербанк миллиардов рублей». В такой формулировке видится желание банка снять ответственность за произошедшее. Банк выступает как некий пассивный «регистратор» возникшей проблемы: «Это сделалось само». Согласиться с таким подходом нельзя, - комментирует ситуацию Владимир Богдан, адвокат, специалист по защите прав потребителей ООО «Департамент Защиты Прав». - Следует иметь в виду, что искусственный интеллект («ИИ») не является субъектом права. И его использование при оказании финансовых услуг является действием вполне конкретных лиц – сотрудников банка. Потому что искусственный интеллект – та же компьютерная программа, точнее совокупность компьютерных программ, используемых для учёта и хранения данных. В нашем случае – это сведения о размещённых во вкладах денежных средствах, кредитах, начисляемых процентах. Технический сбой, вызванный ошибкой «ИИ», не освобождает банк от исполнения договора банковского вклада (счёта), а клиента – не лишает права взыскать денежные средства в судебном порядке. Внедрение искусственного интеллекта, улучшающее сервис, безусловно, приветствуется. Вместе с тем, ошибки в алгоритме его работы адвокату следует рассматривать в контексте защиты прав клиента. Недополученная банком прибыль, вызванная сбоем, не критична для банка, другое дело – вкладчики, особенно преклонного возраста. Слова, услышанные от специалиста банка: «К сожалению, на данный момент, информация по вашему счёту недоступна», - ни здоровья вкладчику, ни доверия к банку не прибавит. Следует помнить, что банк несёт ответственность за сохранность денежных средств, размещенных во вкладах. И она предусмотрена статьей 856 ГК РФ за несвоевременное зачисление на счет поступивших клиенту денежных средств; их необоснованное списание со счета; невыполнение указаний клиента о перечислении денежных средств со счета или об их выдаче со счета. В случае, если банк, не уплачивает проценты за пользование денежными средствами клиента или не выполняет поручение о перечислении, клиент вправе требовать привлечения банка к ответственности (ст. ст. 856, 866 ГК). При этом проценты за пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента, банк обязан уплачивать до момента списания соответствующей суммы со счета клиента. Если же банк, не исполняя поручения клиента, не списывает соответствующую денежную сумму со счета, клиент имеет право требовать как применения указанной ответственности, так и начисления процентов за пользование денежными средствами, находящимися на счете, - резюмирует адвокат Владимир Богдан. Кстати, незадолго до того, как «ИИ» задумали внедрить в Сбербанке, Герман Греф «проконсультировался» год назад с его представителем – роботом Софией на Всемирном экономическом форуме в Давосе. На деловой завтрак, устроенный Сбербанком, пригласили и известную девушку-робота, которая ответила на вопрос Германа Оскаровича о том, как преодолеть скептическое отношение людей к роботам. Напомним, что это была та самая робот София, которая пообещала уничтожить человечество. Потом, правда, она передумала. Зато теперь искусственному интеллекту нашли достойное применение в самой крупной кредитной организации России. Чем же все это закончится – покажет время. Новости экономики: Греф пообещал, что «Сбербанк» избавится от комиссии за денежные переводы

И смех и Греф: В Сбербанке грабят роботы, а не человек
© Свободная пресса