Войти в почту

Реклама спайсов может попасть под запрет уже этой весной

Сегодня за распространение «дизайнерских» наркотиков — спайсов и солей — в стране действует уголовная ответственность. В скором времени двумя годами тюрьмы будут наказывать и за рекламу психоактивных веществ в СМИ и Интернете. Соответствующий законопроект, как рассказали соавторы документа в пресс-центре «Парламентской газеты» 21 февраля, может быть принят уже в весеннюю сессию. Пропаганду «дизайнерских» наркотиков приравняют к героину Наркоситуация в стране остаётся опасной, отметил зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Александр Башкин, и не в последнюю очередь потому, что наркодилеры «уводят» торговлю с улиц на цифровые платформы — реклама психоактивных веществ ведётся в социальных сетях, распространяется через почтовые программы и мессенджеры. «А бороться с этим куда сложнее и затратнее», — сказал сенатор. Причём торговцы всё чаще выбирают Всемирную паутину для рекламы спайсов, и не только потому, что Интернетом пользуется большинство молодёжи — потенциальных потребителей психоактивных веществ, уверена соавтор документа, член думского Комитета по образованию и науке Татьяна Касаева. «Но и потому, что раньше в законах «О средствах массовой информации» и «О рекламе» был запрет пропаганды только по наркотикам, а психоактивные вещества под него не попадали», — пояснила она. При этом сегодня пропаганда психотропных веществ, согласно Кодексу об административных правонарушениях, наказывается штрафом до одного миллиона рублей, а для иностранных граждан — арестом на 15 суток и выдворением за пределы России. Наконец, четыре года назад в законодательство ввели понятие «новые потенциально опасные вещества», создали соответствующий реестр и установили административную ответственность за их потребление и уголовную ответственность — за незаконный оборот, напомнил член думского Комитета по информполитике, информационным технологиям и связи Максим Кудрявцев. С тех пор нарушителям грозит до двух лет лишения свободы за распространение изображений наркотических средств и психотропных веществ. Но проблема в том, что «дизайнерские» наркотики почти неуловимы — стоит изменить один компонент в их составе, и такое вещество уже не входит в реестр, а значит, привлечь за его распространение и рекламу невозможно. Правовую коллизию решила исправить группа депутатов во главе с председателем думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым — внесённый ими законопроект устанавливает запрет на распространение в СМИ и Интернете «сведений о способах разработки, изготовления и использования, а также местах приобретения новых потенциально опасных психоактивных веществ». Документ был принят в первом чтении 5 февраля. Ко второму чтению законопроект сильно не изменится В том, что реклама психоактивных веществ должна попасть под запрет точно так же, как и пропаганда обычных наркотиков, не сомневается и экспертное сообщество. Как рассказал ведущий научный сотрудник научно-клинического отдела ГБУЗ «МНПЦ наркологии ДЗМ» Алексей Надеждин, соли и курительные смеси (они же — спайсы), зачастую могут быть даже более опасными, чем героин и кокаин. Эти мощнейшие наркотические вещества негативно влияют на психику человека, вызывают беспокойство, паранойю, острые интоксикационные психозы. «Учитывая, что сбережение народа стало одной из ключевых задач, которую поставил президент в Послании Федеральному Собранию, принятие этого законопроекта крайне важно», — подчеркнул зампред Комитета Госдумы по охране здоровья, соавтор инициативы Николай Говорин. Он напомнил, что только за 2017 год было рассмотрено более 47 тысяч электронных запросов, поступивших из Роскомнадзора, об ограничении доступа к сайтам, которые распространяют запрещённую информацию о наркотиках. С принятием закона станет возможной досудебная блокировка таких ресурсов — а это значит, что доступ к ним будут перекрывать за сутки. Представить поправки ко второму чтению законопроекта можно до 6 марта, однако, по словам Татьяны Касаевой, кардинальных изменений в документе не будет. «Отзывы положительные, критических, концептуальных замечаний нет», — сообщила депутат. По её словам, авторы инициативы рассчитывают, что закон будет принят уже в весеннюю сессию.

Реклама спайсов может попасть под запрет уже этой весной
© Парламентская газета