Революция в эфире. Почему мы всегда будем смотреть телевизор
Михаил Небольсин знает о нижегородском телевидении всё, и даже большеРеволюция в эфире. Почему мы всегда будем смотреть телевизорКогда слышишь, как увлекательно и с какой любовью Михаил Небольсин рассказывает о нижегородском телевидении, сложно поверить, что именно оно стало одним из разочарований его детства. Но прошло время, и Михаил, чуть не ставший физиком-ядерщиком, ровно 15 лет назад пришёл работать на телецентр. Сегодня он – директор Нижегородского филиала Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС) и занят последними приготовлениями к самому важному телесобытию десятилетия – переходу на цифровое вещание. Как же изменилось наше телевидение за эти годы и что даст зрителям переход на цифру? Об этом и многом другом Михаил Небольсин рассказал в эксклюзивном интервью нашей газете.От «Торпедо» до Дюма – Михаил Юрьевич, что же это за история о детском телеразочаровании? – Просто отец запрещал мне смотреть мультики! Тогда как раз появился третий канал – Горьковское телевидение, по которому показывали матчи нашего «Торпедо», и вечерние мультики на других каналах шли как раз во время трансляций. И папа отправлял меня гулять. Поэтому появление горьковского канала я в детстве тихо ненавидел, а потом подрос и как-то решил посмотреть с папой хоккей. Попал на знаменитую игру, когда горьковчане победили ЦСКА 2:0. Это была очень красивая игра. С той поры я перестал глядеть мультики и начал смотреть матчи «Торпедо». – Почему же в итоге вы всё-таки выбрали именно телевизионную стезю? – По одному диплому я финансист, по другому – социальный педагог, но тогда я учился на физика-атомщика. Проучился три года, а потом пошёл работать к известному в то время бизнесмену Константину Анучину – основателю одной из двух бирж. Три курса советского образования дали мне широту мышления, и за это я благодарен своим педагогам. В 1994 году Анучин уехал из города, а я начал работать на телевидении. Так я стал руководителем коммерческой службы, а потом и коммерческим директором ГТРК. – Кто стал вашим проводником и учителем в мире нижегородского телецентра? – Ребята с молодёжного проекта – Дима Гительсон, Дима Сыров, Назарий Зеленый и, конечно, Дмитрий Комраков, который очень трепетно относился к молодёжи. Придя на телевидение, я решил пройти всё сам. Снял сюжет в роли корреспондента, смонтировал его. Это изменило моё отношение к творцам – я понял, что это за труд. А дальше был канал ТВА, концепцию которого мне пришлось создавать самому. Потом на ГТРК мы первыми в России показывали сериал «Королева Марго» – несколько раз я сам привозил с колёс смонтированные серии. Это было очень лихо!Технореволюция – Какие превращения пережило телевидение за те годы, что вы здесь работаете? – Когда я пришёл, кинопроизводство переживало эпоху распада. Бобины с плёнкой только вышли из обихода, это был переход на кассетную плёнку. Но то, как монтировали тогда и сейчас, очень отличается. Чтобы смонтировать сюжет, плёнку крутили вперёд-назад, выбирали кадр, выставляли минутки. Невозможно было снять новостийный материал и сразу поставить в эфир. Новости находились в состоянии прошлого дня. Это сейчас вжух – и загоняют материал в комп, в секунду оказываются на нужном месте, и снятый два часа назад сюжет выходит с компьютера в эфир. – Почему, на ваш взгляд, наш город всегда был в авангарде телевидения по стране? – Мы – родина радио, и логично, что и телевидение у нас всегда было на высоком уровне. Телецентр наш был третьим по стране. Радиопром тоже был сосредоточен в нашем городе – телезавод, завод Фрунзе, множество других. Один из первых самостоятельных каналов в стране – та самая третья кнопка – тоже появился в Горьком. И, конечно, удивительное сосредоточение журналистики в начале 90-х годов. Этот пул, из которого выросли «Волга», ННТВ, ГТРК. В городе вдруг оказалось огромное количество людей, которые блистали и зарабатывали нам премии «ТЭФИ». Это школа, которая сформировалась в 80-е: Юрий Беспалов, воспитавший Сокурова, студия Рогнеды Шабаровой, которая создала молодёжную редакцию Горьковского телевидения. Они выросли и создали огромное количество телеканалов. И мы первые по стране были по количеству аналога – и я этим горжусь: больше 20 каналов не было нигде! Это с цифрой нас все догнали. – Как вам удалось заранее подготовиться к переходу на цифру? – Когда я заступил на пост руководителя регионального филиала РТРС, у предприятия был жуткий конфликт с губернатором Геннадием Ходыревым. Первый год я жил в ситуации противостояния с областной властью. Сменился губернатор: пришёл Валерий Шанцев – радиоинженер, и мы смогли его заинтересовать. За пять лет количество телепередатчиков в области увеличилось вдвое. Например, в Сокольском не было ни одного – стало шесть, в Арзамасе было пять – стало 14! За «Спортом» в область пришло НТВ, «Культура». В Арзамасе появились ТНТ, СТС – 19 аналоговых каналов – столько же, сколько в Москве! В Питере 18, а в Нижнем – 20! Когда дело дошло до цифры, власть пошла нам навстречу и выделила землю под стройки. Муниципалитеты наши просьбы стремились выполнить в кратчайшие сроки. В итоге первый мультиплекс мы открыли так давно, что уже гарантия на оборудование закончилась! Эта поддержка областной власти во многом и позволила нам завершить всё заранее и спокойно ждать, когда начнут отключать аналог. Так что всё должно пройти без сучка без задоринки. Отключение аналогового вещания федеральных телеканалов в Нижегородской области запланировано на 3 июня. Колокольня в тарелках – Какое событие стало самым необычным в этой работе? – История с саровской колокольней. Её использовали как вышку: она была вся увешана антеннами и тарелками. За полтора года с нуля мы построили там красивейший телецентр со 150-метровой башней и освободили колокольню. Я лично смотрел, как на ней ставили новую маковку. Я горжусь этой грандиозной стройкой. Саров, кстати, стал первым в регионе, где запустилось цифровое эфирное телевидение. Да и сам переход на цифру такая же грандиозная веха, как с чёрно-белого телевидения на цвет. Сегодня 20 каналов в современном качестве по всей области – даже там, где раньше в аналоге с «рябью» и «снежком» было всего три-четыре. – Как всё будет развиваться дальше, ведь кино и телевидение всё больше уходят в интернет? Зрители всё больше и больше будут погружаться в искусственную реальность? – Не совсем. Уже сейчас, смотря Первый канал, можно интерактивно голосовать. Зритель – участник процесса, и это участие будет повышаться. Пока не знаю, как это реализуется. А уход в интернет меня не пугает. Телевидение – это прежде всего контент, который должен кто-то производить. Впрочем, по статистике, у интернета 10 процентов показа, у нас – 50. И догнать нас он пока не в силах, тем более с цифрой. – Насколько безопасно для здоровья телезрителей новое оборудование? Не повышается ли из-за него уровень излучения? Ведь во многих городах телебашня вынесена за пределы города… – Требования по электромагнитному излучению в России очень жёсткие – жёстче, чем в Европе, и мы их неукоснительно соблюдаем. С переходом на цифру и отключением аналога ситуация изменится только в лучшую сторону. Дециметровые частоты, на которых работает цифра, в разы менее опасны для здоровья, чем метровые. Вспомните недавний шум про сотовые телефоны, а ведь во время звонка воздействие телефона на человека гораздо выше, чем воздействие набитой телеканалами телебашни! Тем, кто беспокоится по поводу излучения башни, в пример приведу себя: я и моя семья, включая двух маленьких детей, 12 лет живём на 9-м этаже дома, находящегося в 350 метрах от телецентра. Наверное, я понимаю, где живу и не планирую переезжать! – Смотрите ли вы по вечерам на свою сверкающую огнями башню? – На балкончик выхожу и любуюсь. Все башни в городах ЧМ были подсвечены и показывали флаги стран-участниц. Это сложный сценарий – настоящее световое шоу. Теперь на праздники подсветка включена всегда. И новый сценарий мы написали к 23 Февраля и 8 Марта, так что оценить новую праздничную подсветку вы сможете уже на днях.