Успех любой стране обеспечивают профессионалы

Конкурс управленцев «Лидеры России» стал одним из самых популярных среди предпринимателей и государственных деятелей. «ВМ» пообщалась с руководителем этого проекта. Штаб-квартира конкурса, в котором принимают участие сотни молодых управленцев, находится в Москве. Руководит проектом генеральный директор автономной некоммерческой организации «Россия — страна возможностей», проректор РАНХиГС Алексей Комиссаров. В преддверии Сочинского инвестфорума мы побеседовали о подготовке кадров, социальных лифтах и карьерных лестницах. — Для успешной конкуренции на международном уровне России необходимы качественно новые кадры. Прежде всего — в бизнесе и государственном управлении. Как получить лучших управленцев и использовать их потенциал? — Я бы расширил тезис: для обеспечения конкурентоспособности страны необходимо развивать сообщество профессионалов. Успешная реализация национальных проектов зависит от качества этой реализации на всех этапах: от постановки задач до их завершения. Президент России неоднократно акцентировал внимание на необходимости поиска, подготовки и продвижения во всех сферах общества высококвалифицированных специалистов. Управленцев в их числе. Именно с этой целью была создана автономная некоммерческая организация «Россия — страна возможностей», запущены проекты «Лидеры России», «Я — профессионал», «Управляй!», «Мой первый бизнес» и другие. Успех любого дела, я убежден, в значительной степени зависит от эффективного, взвешенного и своевременного решения. Современный мир быстро меняется, и чтобы предпринятые меры были эффективными, руководитель должен проявлять гибкость, совершенствовать свои компетенции, идти в ногу со временем. Поэтому и программы подготовки и переподготовки управленческих кадров не должны быть теоретическими, оторванными от реалий. Они должны учитывать тенденции мирового развития, развивать у обучающихся наиболее востребованные сегодня компетенции. Например, одну из таких программ реализует Высшая школа государственного управления РАНХиГС. Чтобы продвигать таланты, привлекать к госслужбе или работе в бизнесе, их нужно сначала найти. Эти задачи выполняет, например, конкурс «Лидеры России», который проводится уже во второй раз платформой «Россия — страна возможностей». Он позволяет участникам проанализировать свои сильные и слабые стороны и вместе с тем обратить на себя внимание, продемонстрировать управленческий потенциал. В числе призов — образовательные гранты и возможность получить наставника из числа лучших управленцев страны, что усиливает практическую пользу от обучения. Подобные конкурсы сегодня появляются и на региональном уровне. Конкурс «Лидеры России» — пример того, как практика открытого поиска и отбора управленческих кадров применяется в масштабах всей страны. — Как правильно воспользоваться человеческим капиталом? — Человеческий капитал — один из ключевых факторов, обеспечивающих конкурентоспособность государства. Благополучие страны и ее развитие обеспечивают люди. Чтобы правильно воспользоваться человеческим капиталом, нужно инвестировать в него. Максимальных результатов человек добивается там, где может найти применение и востребованность своим способностям и таланту, но для этого у него должны быть возможности. Создавая благоприятные условия для личностного и профессионального развития граждан, государство получает взамен высококлассных специалистов, в которых нуждается. Это дорога с двусторонним движением. В России, как и в любой стране, есть социальные лифты. Но, по мнению многих социологов и экономистов, работают они плохо. Как сделать эту систему максимально эффективной? Социальный лифт — это возможность для самореализации. Но человеку нужно понимать, какие сделать шаги, чтобы затраченные усилия окупились сторицей. Чтобы социальные лифты были эффективны, они, прежде всего, должны стать системой, которая понятна каждому и работает стабильно, а не от случая к случаю. Для развития такой системы и была создана наша некоммерческая организация. Ее проекты ориентированы на россиян всех возрастов, разных интересов и способностей. Платформа выступает как инструмент поддержки и продвижения талантов во всех сферах. Государство должно создавать условия для такой социальной мобильности, но и человек не должен сидеть сложа руки. Чтобы социальный лифт доставил вас туда, куда вы хотите, им нужно воспользоваться. Необходимо самому проявлять активность, идти к своей цели, предпринимать усилия для ее достижения. В основе лежат стремление и намерение человека. Обменяться опытом и контактами Российский инвестиционный форум в Сочи — прекрасная, но не единственная площадка, куда бизнесмены со всей страны приезжают, чтобы обсудить тренды, научиться чему-то новому, обменяться опытом и контактами. Мероприятия аналогичной направленности для предпринимателей из разных городов и стран в течение всего года проходят и в Москве. Самые масштабные из них посещают десятки тысяч деловых людей со всего мира. Одно из крупнейших событий — бизнес-форум «Трансформация». В 2018 году пятый по счету форум, проходивший в спорткомплексе «Олимпийский», собрал свыше 20 тысяч участников. В качестве спикеров выступили мэр Москвы Сергей Собянин, предприниматель Владимир Довгань, маркетолог № 1 в России Игорь Манн. — «Трансформация» — крупнейший интенсив для развития пред принима тельских компетенций. Его главная цель — сделать Москву экономическим центром мира, — говорит бизнес-тренер Игорь Мельник. — Это один день очень плотного обучения, без обеда и кофе-брейков. С 2011 года в столице проводится Московский урбанфорум — международная конференция в области градостроительства, архитектуры, экономики и стратегического планирования городов. Гостями мероприятия становятся представители власти, профильных некоммерческих организаций, архитекторы, урбанисты, философы и предприниматели. В Московском урбанфоруме принимали участие: экс-мэр Чикаго Ричард Майкл Дэйли, бывший мэр Милана Джанпьетро Боргини, сити-менеджер Гааги Макс Елиневски, бывшие мэры Боготы Энрике Пеньялоса и Антанас Моккус, руководитель департамента городского развития Вены Томас Мадрейтер и многие другие известные градостроители. — На форуме очень полезно побывать не только архитекторам, но и девелоперам, транспортникам, ретейлерам и вообще всем, кто делает в Москве бизнес, — уверен урбанист Андрей Пятаев. — Дело в том, что форум позволяет заглянуть в будущее и узнать, в каком направлении будет развиваться столица. Еще одно крупное мероприятие — «Синерджи Глобал Форум». Это конференция понастоящему известных и деловых людей, которые делятся опытом в различных сферах общественной жизни. Довольно популярен и форум «Цифровая трансформация». Его ключевая тема — современная цифровая экономика. Вопросы диджитализации бизнеса и привлечения инвестиций обсуждают десятки экспертов и тысячи предпринимателей. Как пояснил Игорь Мельник, многие города мира — от Вены до Сингапура — активно зарабатывают на проведении разного рода деловых семинаров и бизнес-туризме вообще. — Москва тоже старается идти по этому пути, — говорит эксперт. — Во-первых, бизнес-туристы — самые богатые и тратят больше, чем любые другие туристы. Эти деньги, разумеется, стимулируют городскую экономику — в частности, гостиничный и ресторанный бизнес и пополняют городской бюджет. Во-вторых, сам факт проведения семинара в Москве способствует дополнительному привлечению инвестиций. Пока предприниматель живет в городе, он знакомится с представителями местных властей и российскими коллегами. И, разумеется, получает предложения «вложиться». Причем на самом высоком уровне. Не так давно, например, с иностранными бизнесменами встречался лично Владимир Путин. Разумеется, кто-то начинает рассматривать Москву как площадку для инвестиций. Столичные власти привлекают инвесторов из других регионов Москва заключила соглашения о сотрудничестве практически со всеми субъектами Федерации. В числе основных задач — обеспечить приток в город дополнительных инвестиций и, наоборот, подготовить в регионах площадки для реализации столичных проектов. К примеру, на прошлогоднем Сочинском инвестиционном форуме мэр Москвы Сергей Собянин заключил соглашения о сотрудничестве сразу с тремя российскими регионами — Московской, Вологодской и Псковской областями. — Подобные соглашения, конечно, носят рамочный характер. Но потом в их рамках проводятся дни регионов в Москве и дни Москвы в регионах, в рамках которых представители бизнеса и власти договариваются о вполне конкретных инвестициях, — рассказала «ВМ» начальник отдела информации и общественных связей столичного Департамента национальной политики и межрегиональных связей Мария Черней. Простой пример: предприниматель из Калужской области решил наладить поставку в Москву фермерских продуктов. Когда проходят Дни Калужской области в столице, он приезжает в составе делегации, встречается с представителями городских ведомств (Департамента торговли и услуг, например), узнает правила игры на столичном рынке, получает информацию о незаполненных нишах. И постепенно входит на московский рынок. То же самое происходит во время визитов представителей Москвы в регионы. Столичным предпринимателям демонстрируют инвестиционный потенциал: как уже существующие производства, куда можно вложить дополнительные средства, так и новые площадки. — Также Москва постоянно делится успешным опытом реформирования той или иной сферы городской жизни. Ну, например, создания центров «Мои документы» или работы ярмарок выходного дня, проведения фестивалей, — пояснила Мария Черней. Также Москва служит площадкой для проведения федеральных мероприятий и форумов, в которых принимают участие регионы. Так, в конце прошлого года в столице прошел федеральный арктический форум — Дни Арктики в Москве. Здесь обсуждались вопросы экологии, энергоэффективности, туризма и, конечно же, необходимости масштабных инвестиций в северные регионы страны. — В целом Москва интересна регионам как огромный потребительский рынок, — считает кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Олег Звенигородцев. — Если, например, брать продуктовый рынок, то тут могут заработать все — от фермеров до региональных торговых сетей, решивших расшириться. Московский же бизнес приходит в регионы в основном с банковскими услугами, в качестве операторов сотовой связи, продавцов бытовой техники. Практически все крупные федеральные компании в свое время выросли из московских. Другой вопрос, что не все в регионы заходить хотят: денег там значительно меньше. Создать условия для инвесторов из Москвы должны местные власти. Это и их интерес тоже. Рост городского туризма ускорил развитие смежных отраслей Москва возглавила топ-15 популярных туристических направлений России по итогам прошлого года. Таковы данные аналитического агентства «ТурСтат». В 2018 году в столице побывало свыше 23,5 миллиона туристов. По данным одного из сервисов по бронированию жилья, гости готовы провести в Москве в среднем четыре дня. Траты на жилье составляют 2,6 тысячи рублей в день на человека. Ежегодно эти показатели растут, что говорит о привлекательности города для приезжих из других регионов и иностранцев. Туриндустрия для Москвы — одна из самых перспективных и стимулирует экономический рост в смежных сферах: развлечения, транспорт, ресторанный и гостиничный бизнес, инфраструктурные проекты, новые сервисы, событийный туризм. Уже шесть лет у горожан и гостей столицы набирают популярность масштабные уличные фестивали: «Московские сезоны» стали международным брендом и включены в календари самых интересных событий мира. — Москва прекрасна в любой сезон, — уверен Алексей Овчаренко, глава Агентства исторических реконструкций, активно участвующего в городских мероприятиях. — Фестивали помогают подчеркнуть эту характерную особенность столицы, раскрывая преимущества каждого времени года. И реконструкторы это ценят: все больше любителей истории приезжают в Москву. Они участвуют в городских событиях, выходят на улицы и дают мастер-классы на тематических площадках, а нередко бывает и так, что потом просто приезжают, чтобы показать столицу друзьям. Эксперты сходятся во мнении: у Москвы огромный потенциал в туристической сфере. Стабильный рост турпотока — результат последовательной стратегии городских властей. Что видят путешественники? Современный, благоустроенный, гостеприимный мегаполис, с комфортными общественными пространствами и обширными зелеными зонами. И не самый дорогой, что подтверждает зарубежный рейтинг привлекательных и недорогих столиц, по версии ведущего австралийского интернет-издания Business Insider. Москва заняла в нем шестое место. Перемены, произошедшие в столице за последние годы, привлекают все больше людей. Москва стала городом, куда хочется возвращаться. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Илья Епишкин, аналитик: — Людей, рассказывающих о Москве, становится все больше. Столица привлекает фотографов, путешественников, ценителей архитектуры, они охотно делятся своими историями в социальных сетях. Например, программу «Московских сезонов» очень много обсуждали в социальных сетях и москвичи, и жители других регионов и стран. Причем от фестиваля к фестивалю этими событиями интересуются все больше людей. Наибольший охват аудитории показывают публикации, касающиеся и других важных московских событий. В числе примеров — чемпионат мира по футболу 2018 года и парад Победы. А из последних событий — открытие парка «Тюфелева роща».

Успех любой стране обеспечивают профессионалы
© Вечерняя Москва