«Дневник Анны Франк» покажут в Театре имени Вахтангова
Обозреватель «ВМ» побывала на прогоне нового спектакля Театра имени Вахтангова «Дневник Анны Франк». Симоновская сцена, обшитая темным кирпичом, как нельзя более подходит для этого «андеграундного» спектакля, необычно поставленного Екатериной Симоновой при художественном руководстве Римаса Туминаса. Основа пьесы — знаменитый дневник Анны Франк, который та вела в 1942–1944 годах, в период немецкой оккупации Нидерландов. Действие происходит на чердаке дома, в котором некогда располагалась контора отца Анны, господина Франка, еврея, перебравшегося с семьей в Амстердам после прихода в Германии к власти нацистов. Но дошедшие и до Амстердама гитлеровцы приказали евреям нашить на одежду шестиконечные звезды и запретили им появляться в общественных местах. Предвосхищая надвигающуюся грозу, две еврейские семьи — Ван Даана (Рубен Симонов) и Отто Франка (Олег Форостенко) — перебираются на чердак, заваленный старым барахлом (замечательная сценография Владимира Круглова). Позже к ним присоединяется врач Дуссел. Компанию укрывает голландка Мип Гиз (Наталья Масич), которая таким образом протестует против жестоких методов немцев и которую в итоге постигнет отправка в лагерь смерти Маутхаузен. В спектакле прежде всего интересна модель сосуществования людей на крошечном пространстве — по сути, это модель любого общества. Господин Франк является душой этого общества. Энциклопедически образованный, он учит дочерей наукам и терпимости, а также тому, что стены не могут служить преградой полету мысли. Его супруга (Вера Новикова) страдает от вечного страха за непоседливую Анну (Мария Риваль). Отношения сестер — старшей Марго (Ася Домская) и младшей Анны — вполне классические: одна серьезная и умная, другая неугомонная проказница. Центром другой семьи является госпожа Ван Даан (Мария Шастина) — любительница мужского общества и дорогих мехов. Из-за ее привязанности к вещам семья и не успела уехать в Америку, как предлагал господин Ван Даан, человек терпеливый, однако привязанный, по большому счету, лишь к табаку. Особняком в этой истории стоит врач Дуссел (прекрасная работа Владислава Демченко). Он появляется на пороге дома с трясущимися руками, умоляя принять его в общество, которое и так страдает от скученности и недоедания. Желчный, не привыкший к соседству, он очень быстро становится источником скандалов. О доброте соседей Дуссел быстро забывает, окружающие его невероятно раздражают. В спектакле перед зрителями в концентрированном виде проходит целая жизнь с ее трагедиями, благородством и подлостью, страхами и маленькими радостями. Из всех героев в живых остается лишь Франк-старший, который в 1947 году опубликует дневник дочери.