Многоуважаемый сервант и деревенский Пушкин. Шесть выставок, которые скоро закончатся
Не успеваете посещать все новые выставки? Не страшно. Главное — увидеть самые интересные до того, как они закончатся. В материале mos.ru — три выставки, которые закрываются 24 февраля, и еще три, которые открыты до 3 марта. «Чудо Георгия о змие» Даты: до 24 февраля Место: Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (Андроньевская площадь, дом 10) До конца этой недели можно увидеть уникальную житийную икону Георгия Победоносца, написанную в XVI веке в Пскове. Монументальное двухметровое полотно создано по мотивам апокрифического текста «Георгиево мучение». Центральная часть посвящена ключевому моменту жития святого — сражению со змеем, а клейма (изображения по периметру иконы) рассказывают обо всех сотворенных им чудесах и мучениях, выпавших на его долю. Икона, которая сегодня находится в частном собрании, широкой публике демонстрируется впервые после реставрации. Ее нижняя часть была сильно повреждена временем, и на восстановление изображения художникам потребовалось более 10 лет. «Родное ретро. 1962–2002. Московская сага фотографа Михаила Дашевского» Даты: до 24 февраля Место: Музей Москвы (Зубовский бульвар, дом 2) Фотодокументалист Михаил Дашевский соединил в своей биографии несоединимое — две ипостаси человека 1960-х, физика и лирика. Доктор технических наук, открывший в себе тягу к фотографии, стал профессионалом и здесь. Работы Дашевского выставлялись в Государственной Третьяковской галерее и других крупных музеях России, а также за ее пределами — в Чехии, Германии, Польше, США. На персональной выставке в Музее Москвы можно увидеть более трех сотен снимков, сделанных на улицах Москвы с 1960-х по начало 2000-х. Это сцены из жизни города, маленькие истории, приметы ушедшего времени. Московское ретро. Семь историй Михаила Дашевского о Москве 1960-х и 1970-х «Диалог. Когда искусство становится частью ландшафта. Часть III» Даты: до 24 февраля Место: «Мультимедиа-арт-музей» (улица Остоженка, дом 16) Один из самых перспективных современных российских художников Евгений Антуфьев продолжает серию диалогов с искусством прошлого, начатую летом 2018 года в музее археологии итальянского Палермо. Макабрические работы Антуфьева, помещенные среди ископаемых древностей, открыли старейший музей Сицилии с новой стороны. Выставка стала одним из самых громких событий биеннале современного искусства Manifesta 2018. Вторую часть проекта Антуфьев реализовал в музее-мастерской советского скульптора Сергея Коненкова. Тогда он сопоставил свои работы с работами «русского Родена». Третий диалог — с классиком советского андеграунда Дмитрием Краснопевцевым. Как и Антуфьев, он работал с темой смерти — его натюрморты были буквально «мертвой натурой». В экспозицию в «Мультимедиа-арт-музее» вошли специально созданные Антуфьевым объекты, полотна Краснопевцева и его дневники. «Жак Липшиц (1891–1973). Ретроспектива» Даты: до 3 марта Место: Московский музей современного искусства (улица Петровка, дом 25) Скульптор-абстракционист Жак Липшиц — друг Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Диего Риверы и Ле Корбюзье — переехал в Париж из Литвы в 1909 году. Он быстро сделал себе имя: уже к 1920-м среди богатых парижан считалось признаком хорошего тона заказывать скульптурные портреты у Липшица. За свою жизнь, успев побыть французским, американским и израильским художником, он создал множество таких портретов. Среди моделей Липшица были Жан Кокто, Коко Шанель, Джон Кеннеди. Наиболее известны его нефигуративные абстрактные работы, в которых человеческое тело превращается в замысловатые арабески. На выставке в Московском музее современного искусства представлено более 100 работ: скульптуры, рисунки тушью, цветными мелками и карандашом, геометрические этюды, эскизы. Последние, кстати, сам Липшиц ценил выше, чем крупную пластику. «Деревенский Пушкин» Даты: до 3 марта Место: выставочные залы Государственного музея А.С. Пушкина (Денежный переулок, дом 55/32) Это одна из самых веселых выставок, посвященных Пушкину. Солнце русской поэзии беззаботно катается на коньках по замерзшему пруду, развешивает свежевыстиранное белье на растянутых во дворе веревках, белит стволы деревьев по весне, приглашает почтенную крестьянку прокатиться с ветерком в тарантасе и помогает ей же копать картошку — все это он делает, разумеется, не снимая фирменной шляпы-цилиндра. Лубочно-наивная техника художника Игоря Шаймарданова, вероятно, понравилась бы и самому Александру Сергеевичу — как известно, у поэта было отличное чувство юмора. «Советский модернизм. Откуда и куда» Даты: до 3 марта Место: галерея «Измайлово» (Измайловский проезд, дом 4) Выставочный проект «Советский модернизм. Откуда и куда», посвященный одному из самых противоречивых отечественных архитектурных стилей ХХ века, уже демонстрировался в галерее «ГРАУНД Песчаная». На этот раз в фокусе внимания — модернистская архитектура района Измайлово, активно застраивавшегося с 1950-х по 1980-е: кинотеатры «София» и «Первомайский», Дворец пионеров, станция метро «Измайловская», гостиничный комплекс «Измайлово», созданный к Олимпийским играм 1980 года. Отдельного внимания заслуживает вошедшая в экспозицию советская мебель, созданная в годы оттепели и застоя, реальная и кукольная. Целый раздел выставки посвящен советскому серванту — культовой вещи и центральному предмету обстановки квартир нескольких поколений. Специально к выставке кураторы собрали воспоминания москвичей о сервантах, которые стояли у них дома в советское время.