Войти в почту

Что читать, смотреть и слушать, чтобы понять Баухаус

В 2019-м самой влиятельной школе архитектуры и дизайна исполняется сто лет. Не смотря на то, что Баухаус стал символом XX века, разобраться в его специфике не так просто. Strelka Mag выбрал 12 вариантов, как это можно сделать: от документального кино до дискуссий и книг. Среди них – советы от искусствоведов и исследователей, чтобы погрузиться в теорию фотографии и цвета или просто вдохновиться дизайном дверных ручек и наборов для уборки. Fugue. Josef Albers Книги Исследователь истории авангарда Тимур Вахитов советует начинать погружение в тему с текстов преподавателей Баухауcа. На русском можно начать с шести авторитетов, по сути, придумавших программу и концепцию знаменитой школы. ​Вальтер Гропиус «Круг тотальной архитектуры» ​ В книге собраны работы первого директора Баухауса, изданные с 1924 по 1954 годы. В разделе “Обучение архитекторов и дизайнеров” можно узнать про концепцию школы и учебную программу: какой и почему она была, от каких догм отказались, что нового внесли. Например, Гропиус объясняет, почему студенту нужно начинать не с изучения истории искусства, а знакомиться со свойствами материалов и обязательно пробовать создавать вещи на практике, приближаясь. Другие части книги посвящены архитектуре, в том числе массовой, ее законам и роли архитектора. Иоханнес Иттен «Искусство формы» или «Искусство цвета» Иоханнес Иттен был одним из самых ярких преподавателей школы. Из книг Иттена можно получить представление о его подходе к преподаванию. Он рассказывает об исторических концепциях теории цвета, от изучения физических свойств до композиции. Иттен предлагает свой вариант цветового круга, говорит о роли дополнительных цветов и видах контрастов. По его мнению, прежде чем разобраться с предметами и образами на картине, стоит подумать, как на зрителя воздействуют сами цвета, их выбор и сочетание. ​Telehor Изданный Ad Marginem текст журнала Telehor посвящен визуальной культуре. Журнал вышел в 1936 году. Первый номер (второго так и не последовало) посвятили работам Ласло Мохой-Надя. Мохой-Надь был приглашен в Баухаус в 1923 году, преподавал пропедевтический курс и возглавлял мастерскую работ по металлу. Главными его интересами были свет, пространство и движение, а также фотография как искусство и как инструмент исследования. Мохой-Надь считал, что фотография незаслуженно считается “механическим” повторением живописи, приложением к другим искусствам. Вместе со студентами он изучал возможности синтеза фотографии, текста и живописи, возможности коллажа и создания фотографии без применения фотоаппарата. В Telehor опубликованы эссе 20-х — 30-х годов и письма художника редактору и создателю журнала Франтишеку Каливоде. Если глядя на фотографии, вы заметите сходство с Родченко, можно открыть книгу «Ласло Мохой-Надь и русский авангард» и узнать о характере фотографа, его общении с Россией и вкладе в развитие кино и фотографии. Пауль Клее «Педагогические эскизы» Педагогические эскизы Клее подготовил в 1925 году для обучения молодых студентов Баухауса особенной методике формообразования, основанной на абсолютной свободе и вниманию к первопричинам возникновения художественных элементов и их логике. По мнению теоретика архитектуры Екатерины Ким, в тексте прослеживается почти то трагическая связь зарождения изображения и эволюции поиска в творчестве художника – тот самый внутренний нерв человека: “Чем дальше путешествие, тем ощутимее трагизм. Движение становится необходимым, но уже и невозможным. Этому соответствует и процесс. Как стрела преодолевает встречное торможение? Никогда не попадает туда, где движение не имеет конца. Утешение в том, что можно немного дальше, чем обычно! Чем возможно? Вдохновляйтесь, ваша стрела попала в цель, даже если вы устали и не в состоянии осознать это”. Василий Кандинский «Точка и линия на плоскости» Как известно, в числе профессоров был и Василий Кандинский. Его книга «Точка и линия на плоскости» не для быстрого чтения. Но зато после нее можно другими глазами посмотреть и на работы художника, как и на абстрактное искусство в целом. Художник делится своими наблюдениями о простейших фигурах и цветах. Например, сначала рассматривает точку как знак препинания и звуковую паузу при чтении текста. Затем переходит к ней как изображению: «Точка есть форма, внутренне предельно сжатая. Она обращена внутрь себя. Это свойство она никогда не утрачивает совершенно — даже приобретая внешне угловатую форму». Кроме того он думает над напряжением, направлением, температурой простейших форм. Статьи Анри Ван де Вельде Ван де Вельде считают одним из создателей стиля ар-нуво, но при этом он имеет прямое отношение к Баухаусу. Архитектор был соорганизатором производственного союза Веркбунд, создал Саксонско-Веймарскую школу прикладного искусства и построил для нее здание. В 1919 году после ее объединения с Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и началась история самой знаменитой школы XX века. Тексты Ван де Вельде можно найти в сборнике «Мастера архитектуры об архитектуре». Почитать их стоит чтобы убедиться, что ученики начинали свои искания не с чистого листа. Идея ремесленного подхода и проблема эстетики и гуманности машинного производства появились еще в эпоху модерна. «Скоро заговорим об искусстве промышленности и конструирования», - говорит Ван де Вельде. Не все важные тексты о Баухаусе переведены на русский язык. Если вы знаете немецкий, то можно почитать в оригинале 10 исторических книг и 6 журналов 1920-х годов, которые выложила в сеть Библиотека Кандинского в парижском Центре Помпиду или портал об истории искусства Monoscop. Лекции ​«Баухауз VS ВХУТЕМАС: Советская и немецкая системы художественного образования в 20-е годы»​ Если за книги преподавателей браться страшно или некогда, можно начать с лекций. Тимур Вахитов советует посмотреть запись дискуссии «Баухауз VS ВХУТЕМАС» , которая проходила в рамках выставки «Эксперимент Ладовского» в Центре авангарда. Приглашенными участниками были директор Фонда «Баухауз Дессау» Филипп Освальт и профессор кафедры Советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ Юрий Волчок. Во время дискуссии, которую модерировала историк искусств Дарья Сорокина, обсуждали и сравнивали контекст возникновения школ: запросы общества, программы преподавания, обеспеченность ресурсами. А также главные имена, достижения и общение друг с другом Баухауса и ВХУТЕМАСА. ​Архитекторы Баухауза в СССР​ Продолжить тему немецкой школы на русской почве можно лекцией «Архитекторы Баухауза в СССР» Татьяны Эфрусси. Второй директор школы Ханнес Майер приехал работать в СССР в 1930-м году, вслед за ним последовала часть его студентов, а некоторые ученики уже находились здесь. Татьяна рассказывает, что они ожидали от работы в новой стране, и чем занимались: от колористических решений отдельных домов или выставок до проектов соцгородов. А также какие трудности испытывали – судьба многих закончилась трагично. ​История мастерской «Баухаус» ​ Лекция Артема Дежурко, преподавателя Школы дизайна, соавтора онлайн-курсов по истории искусства и дизайна для тех, кто уже хочет от теоретических идей перейти к конкретным предметам быта. Лектор рассказывает о самых знаковых вещах, придуманных в школе: дверных ручках, стульях, шахматах, чайниках, наборах для уборки и лампах. А также об их создателях: Марселе Брейере, Йозефе Гартвиге, Марианне Брандт, Вильгельме Вагенфельде, и о советских мастерах, например, Родченко и Эль Лисицком. ​Медиаискусство Баухауса Эта лекция хорошо иллюстрирует тексты Кандинского и Махой-Надя. Искусствовед, руководитель отдела кино и медиаискусства ГМИИ имени Пушкина Ольга Шишко показывает отрывки архивных фильмов, предоставленных Гете-Институтом. В Баухаусе кино использовали и как искусство, и как инструмент исследования, и как способ документации. Поэтому ждите фильмы и анимации по киносценариям учеников (конечно, абстрактные, о жизни квадратов и световых пятен), экспериментальные танцы Шлеммера, фотоколлажи, цветовые решения мебели. Фильмы ​Баухаус: Лицо двадцатого века ​ Документальный фильм, который рекомендует искусствовед Яна Жарова, снят в 1994 году по сценарию Фрэнка Уитфорда. За десять лет до этого у него же вышла книга “Bauhaus”. В тексте Уитфорд стремился рассказать о школе используя детали из жизни участников и воспоминания студентов. Примерно такая же концепция у фильма. В нем, с одной стороны, изложены главные идеи школы, рассказано о педагогах и мастерских. Там же используют кино- и аудио-хроники на фоне интервью с людьми, которые когда-то были студентами школы, их воспоминаний об учителях, атмосфере и сокурсниках. Баухаус на Урале ему влияния немецкой школы на российских архитекторов исследует и фильм “Баухаус на Урале”. Помимо этого, существует одноименный сборник текстов научной конференции и недавний фото-воркшоп Татьяны Эфрусси и Юрия Пальмина “Баухаус в СССР. Призраки”.

Что читать, смотреть и слушать, чтобы понять Баухаус
© Strelka Magazine