Спрятать нельзя показывать – хранитель московского музея о парадоксах профессии
АСТАНА, 18 фев — Sputnik, Ксения Воронина. В год 220-летия поэта Александра Сергеевича Пушкина по приглашению Российского центра науки и культуры в Астану приехала главный хранитель московского музея Елена Усова. Государственный музей А.С. Пушкина стал первым музеем в Москве, посвященным жизни и творчеству великого русского поэта. Открыт он был 5 октября 1957 в старинной дворянской усадьбе. Сегодня это один из крупнейших литературных музеев России, в его коллекции свыше 165 тысяч предметов, в том числе уникальные экземпляры пушкинской эпохи. Ежегодно музей посещает более 300 000 человек, в том числе дети, для которых здесь создана специальная программа, позволяющая юным читателям погрузиться в мир поэта, понять, о чем его произведения, и буквально окунуться в жизнь людей той эпохи, а также литературных героев и персонажей. Похищенную картину Куинджи нашли в Подмосковье Корреспондент Sputnik Казахстан встретился с главным хранителем музея после резонансного похищения картины Куинджи из Третьяковской галереи, расспросил о том, как отразилось это событие на музейной деятельности и не ограничат ли доступ посетителей к искусству. Также мы поговорили о современном подходе к экспозициям и о том, почему хранитель должен быть "жадиной". Елена Усова − главный хранитель Государственного музея А. С. Пушкина (г. Москва). Как музеи борются за посетителей Концепция музеев, в том числе и классических, а не только музея современного искусства, в последнее время претерпела значительные изменения. Музеи стали дружелюбнее и интерактивнее. Теперь люди приходят сюда не только, чтобы увидеть шедевры, но и чтобы чему-то научиться, погрузиться в ту или иную эпоху и даже внести свой собственный вклад в развитие культуры. "С одной стороны то, что людей становится больше в музеях, это хорошо мы приветствуем, мы даже боремся за посетителей. Сегодня это не просто потребность для людей, которые хотят увидеть многое, это еще и способ выживания музея. Потому что это заработок, а деньги музею нужны - мы покупаем на них новые экспонаты, развиваемся", - рассказывает Елена Усова. Чтобы привлечь посетителей, их нужно заинтересовать. Музей Пушкина обращается к детской аудитории. Здесь есть интерактивные программы, абонементы, театрально-музейные проекты, новогодние праздники. "Например, у нас в музее есть детский центр, который ведет такую внеклассную работу. Есть школа молодого дворянина - обучают фехтованию, проводят занятия, которые были распространены в пушкинскую эпоху. Охотно к нам идут. Устраиваем праздники для детей. Ежегодно проходят новогодние балы. Так и называются - "Балы в дворянской усадьбе". Очень массовое действо. До Нового года у нас идут по три "елки" ежедневно, после Нового года - по два представления", - указывает хранитель музея. Как музей прививает любовь к детскому чтению Кроме того, к праздникам музей выпускает уникальную лимитированную коллекцию подарков, которая больше не повторяется. Это календари, книги, лото пушкинской эпохи. Все это также привлекает посетителя. Что значит быть хранителем музея? Государственному музею Пушкина - чуть больше 60 лет. Елена Усова работает его хранителем уже более 40 лет. Основная обязанность главного хранителя - работа с фондами, ответственность за их состояние и использование. Хранитель берет на учет все предметы - от крупных, до мелочей. Кроме знания специфики своего музея хранитель должен обладать широким кругозором и быть в курсе тенденций культурной и литературной жизни. Кроме того, хранители шутят, что для их работы кроме эрудированности, коммуникабельности и аккуратности важно еще одно качество, которое редко считается положительным - "жадность". Главный хранитель московского Госмузея Пушкина Елена Усова провела открытый урок для школьников школы-гимназии №80 в Астане "О выставках мне говорить непросто как главному хранителю. Всегда, на протяжении всей истории музеев было противостояние, конфликт интересов между экспозиционером - сотрудником который занимается выставками - и фондовиком-хранителем. Хранителю важно сохранить вещь, это входит в его должностные обязанности, он за это несет ответственность, регулярно проверяет температурно-влажностный режим, место хранения, его состояние, реставрацию. Это наша работа, мы боремся за сохранность и долголетие вещей", - с улыбкой говорит Усова. Экспозиционер же наоборот стремится "забраться" в фонд, упаковать, погрузить, распаковать, повесить, окантовать и показать как можно большему числу людей. "Все это может навредить экспонату, потому что в любом случае происходит, извините за жесткое слово, "амортизация". В итоге хранитель упирается, а экспозиционеру нужно показать как можно разнообразнее - его задача убедить, обосновать", - рассказывает она. Усова вспоминает, что раньше, когда не было такой яростной борьбы за посетителя, музей проводил две-три выставки в год. "А сейчас, кроме того, что мы участвуем в выставках других музеев, а это тоже выдача экспонатов, собственных мы проводим 40-50 выставок в год и больше, и они весьма разнообразны. Это и фондовые - где мы только вещи показываем, это могут быть тематические. К примеру, недавно делали выставку "С ружьем и лирой", то есть мы показали портреты писателей, вместе с обстановкой, инсталляцией о поэте-охотнике. Это не только Пушкин, это и Некрасов, Тургенев, Шолохов, Пришвин и много других имен литераторов, которых мы показали как любителей охоты, ценителей природы", - указывает хранитель музея. Московский Госмузей имени Александра Пушкина представил в Астане выставку портретов к 220-летию великого поэта В 2019 году в связи с юбилеем Пушкина ожидается большое количество специальных мероприятий, посвященных поэту. "Проходит выставка "Портреты Пушкина", посвященная 220-летию поэта. Мы собрали потерты из 23 музеев. Конечно, главный акцент был сделан на прижизненных портретах. И они составили представление, какие художники изображали Пушкина. В других залах представлены портреты и другие объекты, созданные уже после смерти. В основном это был подъем изобразительной "пушкинианы" в скульптуре, в предметах декоративно-прикладного искусства - шкатулки всевозможные, фарфоровые статуэтки, посуда, на которой в медальонах изображались портреты Пушкина. Это и всевозможный китч - бутылки, обертки шоколадных конфет. Все это было в основном в юбилейные для Пушкина годы, где было много всего серьезного и интересного, очень ценного и высокохудожественного, но были и какие-то излишки. В 1899 год был всплеск интереса к Пушкину, 1937 - вообще фантастическое время, когда имя Пушкина несли на плакатах вместе с именами Ленина и Сталина, 1949 год, 1999 год", - говорит хранитель. Портрет Пушкина работы Никаса Сафронова - один из новейших в коллекции московского Государственного музея А. С. Пушкина. В Астане - его репродукция По ее словам, "юбилейные годы порождали множество портретов поэта, поэтому его иконография очень разнообразна". "Селфи с Пушкиным": выставку портретов московского музея привезли в Астану Отметим, что небольшую часть выставки в виде репродукций можно увидеть в республиканской Национальной академической библиотеке в Астане. Как работают системы безопасности музея? Как мы видим, музеи стремятся к открытости, поэтому весьма тревожно выглядит инцидент с публичной кражей картины в Третьяковке на международной выставке, на глазах у всех. После этого случая сотрудники Эрмитажа обнаружили в книге отзывов сообщение о том, что готовится кража картины в их музее и обратились в полицию. Как оказалось, авторами предупредительной записки стали студенты, которые решили "пошутить". Однако, стоит ли ждать ужесточения правил посещения музеев и охраны экспонатов? "Похожие инциденты происходят довольно часто. Если помните, в 2005 году была история в Эрмитаже с кражей (6 июля из временной экспозиции пропала стеклянная ваза для фруктов конца ХIX - начала XX века стоимостью 40 тысяч рублей, не найдена - Sputnik). Она всколыхнула музейную общественность. Были нападки на музейщиков. Я считаю, что все это лишнее, потому что в музеях давно сложилась очень крепкая и хорошая система и хранения, и защиты. Все совершенствуется. Музеи снабжены камерами слежения и точечной охраны предметов", - говорит Усова. Она отмечает, что после каждого такого случая идет волна всевозможных пересмотров, заседаний, оргвыводов. "Это немного... не то, чтобы мешает работе. Но каждый музей и так несет огромную ответственность за сохранение шедевров, ведь это государственная собственность", - указывает хранитель. Единственный надежный способ уберечь предметы экспозиции от посягательств - убрать их под замок, что противоречит концепции музеев. Ведь сейчас они стремятся дать возможность рассмотреть предметы поближе, чтобы понять их уникальность и красоту. Депутат потребовал повторно расследовать убийство Пушкина "Хочется показать поближе, а в музей приходят совершенно разные посетители, и не всегда по лицу видно, чего от него ждать. Конечно, здесь важен опыт, и точный глаз должен быть. Камеры слежения - это уже постфактум, чтобы разобрать этот случай. А предупредить значительно сложнее. Но даже на предупреждение идет работа. Я не могу всех секретов выдавать, но в каждом музее есть паспорта безопасности, это все документировано, сотрудники службы безопасности знают, как работать", - подчеркнула Усова. Главный хранитель московского Госмузея Пушкина Елена Усова провела открытый урок для школьников школы-гимназии №80 в Астане Вместе с тем, инцидент в Третьяковке поднял проблему внешнего вида сотрудников музея. На мужчине, укравшем картину, была обычная повседневная одежда. Однако посетители, заметив решительность его действий, подумали, что он - сотрудник музея. "Я была в Астане в национально-историческом музее, и меня приятно удивил внешний вид ваших смотрителей - какая у них форма, как они подтянуты и напряжены, какая у них рабочая одежда - их видно. У нас даже в Москве не в каждом музее такое есть. Я тоже была в Москве на Куинджи и обратила внимание на то, что смотрителей не всегда видно среди посетителей. Нужна особая форма и бейджик", - сказала Усова, сделав комплимент музейщикам Астаны. Ранее она прокомментировала идею депутата провести повторное расследование смерти Пушкина.