Войти в почту

Гжель и хохлома могут выйти на мировой уровень

Этому будет способствовать законопроект о географических указаниях. А пока не могут зарегистрироваться даже якутские бриллианты и павловская керамика. Проблемы в этой области обсудили на заседании «круглого стола» в рамках VII Международного юридического форума по интеллектуальным правам в Московском государственном юридическом университете. Бренды могут принести прибыль в бюджет На важность развития региональных брендов не раз обращала внимание спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она считает, что в каждом регионе есть свои достижения, своя история и привлекательные, проверенные временем торговые марки. Например, оренбургский пуховый платок, тульские пряники и самовар, крымские вина, нижегородская хохлома, уральские самоцветы. Глава палаты регионов сказала, что регионы, которые не регистрируют свои уникальные товары, «упускают возможности для стимулирования экономического развития». «По экспертным оценкам, выпуск продукции с уже зарегистрированным наименованием места происхождения может в ближайшие восемь лет принести регионам не менее 500 миллиардов рублей», — отметила Матвиенко на заседании Совета по интеллектуальной собственности в декабре 2017 года. На этом заседании каждому сенатору было дано задание зарегистрировать хотя бы один региональный бренд. «Все мои коллеги очень ответственно начали заниматься этими вопросами, и есть результаты этой работы, — сообщила первый зампред Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, — Субъекты также стали уделять больше внимания этой теме, но процесс идёт не такими быстрыми темпами, как нам хотелось бы». За 2018 год поступило 80 заявок, 40 из них на регистрацию новых наименований мест происхождения товара. Замруководителя Роспатента Любовь Кирий подчеркнула, что сейчас в нашей стране можно зарегистрировать только место происхождения товара. «Географические указания у нас в стране охраняются, но эта фрагментарная охрана не даёт возможности широко заявить о своём объекте и получить охрану интеллектуальной собственности», — пояснила она. Товары будут защищать по факту происхождения В июле прошлого года был принят в первом чтении законопроект о развитии системы географических указаний, который позволит России соответствовать международной практике в этой области и предотвратить случаи, когда правообладатели ведут себя недобросовестно и производят товар, не отвечающий требованиям. Под географическим указанием предлагается понимать обозначение, позволяющее идентифицировать товар как произведённый на определённой территории. Таким образом, качество, репутация и другие характеристики будут определяться происхождением продукции. При этом таким товарам будет предоставляться правовая охрана наравне с защитой интеллектуальных прав. Сейчас законопроект готовится ко второму чтению. Если он будет принят, Россия сможет присоединиться к Женевскому акту Лиссабонского соглашения о наименовании мест происхождения товара и географических указаний. Этот документ даёт возможность осуществлять международную регистрацию географических указаний, и тогда Россия будет полностью соответствовать мировым подходам в этой области. Пока без движения лежит согласование предложений, по которым может идти регистрация по наименованию товара по месту его происхождения. В декабре 2018 года Валентина Матвиенко попросила ускорить принятие инициативы. «Мы рассчитываем, что этот нужный закон будет принят в самое ближайшее время, — сказала она на встрече со статс-секретарями — заместителями глав федеральных министерств. — Хочу отметить, что без движения лежит согласование предложений, по которым может идти регистрация по наименованию товара по месту его происхождения». Главное — не допустить контрафактную продукцию Сейчас определённые товары невозможно зарегистрировать в качестве региональных брендов. Такой статус не может получить даже павловская керамика и якутские бриллианты. Замгубернатора Архангельской области Елена Кутукова рассказала, что в регионе зарегистрирована только местная минеральная вода и каргопольская глиняная игрушка. Кутукова отметила, что многим представителям малого бизнеса сложно зарегистрировать свои товары, потому что это дорого — около 30 тысяч рублей, и занимает длительное время — примерно около года. Лилия Гумерова ответила, что сейчас на федеральном уровне созданы все условия для регистрации брендов, но регионы тоже должны принять участие в этом процессе. Она предложила объединить региональных производителей или создать в регионах финансовые фонды объёмом в 2-3 миллиона рублей для помощи в регистрации. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что ждёт производителей псевдоминералки «Ессентуки» Главное при совершенствовании законодательства — не спровоцировать рост производства контрафактной продукции, заявил гендиректор Гжельского фарфорового завода Андрей Резников. Он считает, что в случае принятия законопроекта о географических указаниях в его нынешнем виде недобросовестные конкуренты могут начать завозить в село Гжель фарфор, упаковывать его, помечать географическим наименованием и продавать под видом изделий народного промысла. В Минпромторге создана рабочая группа, которая занимается вопросами защиты народных художественных промыслов при совершенствовании законодательства.

Гжель и хохлома могут выйти на мировой уровень
© Парламентская газета