Ещё

Священники в политике — за и против 

Священники в политике — за и против
Фото: Р-Спорт
, 14 фев — РИА Новости, . Сегодня все чаще говорят о «сращивании» власти и Церкви и о «клерикализации» общественной жизни. Насколько обоснованны такие опасения, разбирался корреспондент РИА Новости.
Добрый чиновник и финансовый контроль
Словосочетание «финансовый контроль» обещает множество детективных сюжетов. Воображение рисует крутых персонажей криминальных сериалов. Но голос главного эксперта , контролирующего работу , от которого зависит стабильность всей российской платежной системы, звучит на удивление мягко. Словно это и не чиновник вовсе.
Да, собственно, Вениамин Симонов, хоть он и директор департамента, — не совсем обычный чиновник: еще в начале 1990-х он принял монашеский постриг с именем Филипп и был рукоположен в иеромонаха. А сейчас совмещает госслужбу со службой Богу.
С обвинениями в клерикализации отец Филипп столкнулся лишь однажды — когда студенты устроили бузу по поводу возобновления курса истории Церкви в . Правда, тогда, чтобы угомонить «бунтарей», достаточно было просто объяснить им, что такое клерикализация.
Впрочем, у нас и помимо студентов хватает людей, которых не устраивает растущая роль Церкви в разных сферах жизни общества и ее сближение со светской властью. Между тем сама Церковь с апостольских времен до наших дней неоднократно запрещала клирикам совмещать церковные и государственные посты. В  решения, запрещающие клирикам участие в политике, были приняты в 1993 году и с тех пор неоднократно подтверждались. Но, как ни странно, проблема по-прежнему актуальна. И пример архимандрита Филиппа тому подтверждение, хотя в его случае исключение было сделано по особому благословению священноначалия.
Обвинение в клерикализации — это большевизм
Обычно под клерикализацией понимается участие духовенства в деятельности светских институтов. Но Церковь — это же не только клир. «Церковь осознает себя как единство Христа, клира и народа. Таким образом, претензия к Церкви как таковой неверна», — уверен отец Филипп.
Солидарен с ним и протоиерей , в прошлом руководитель пресс-службы патриарха: «Я слышал, как на похоронах актера Спиваков говорил, что тот был истинно „Божиим человеком“. Это что, тоже клерикализация?» По словам отца Владимира, подобные обвинения — это «большевизм, который сидел в людях до революции и сидит после революции».
А вот по мнению профессора Петербургской духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова, хотя обвинения в клерикализации и беспочвенны, проблемы в отношениях Церкви и государства существуют. Со стороны Церкви это сервилизм, «желание воспользоваться государственными ресурсами для решения церковных вопросов». Со стороны государства — «попытки использовать Церковь, чтобы конструировать государственную идеологию», поскольку само государство сейчас «безыдейное», считает протоиерей.
Миряне могут участвовать во власти. А священники — нет "Не подобает епископу или пресвитеру вдаваться в народные управления", гласят «Правила святых апостолов», составленные в IV веке. «Однако бывали и исключения, всегда, впрочем, подтверждавшие истинность общего правила: „никто не может служить двум господам“ (Мф. 6, 24), — ссылается на опыт прошлых лет архимандрит Филипп. — Все дело в том, чьи интересы он будет предпочитать, а чьими пренебрегать».
В 2012 году Синод Русской церкви подтвердил запрет священнослужителям выдвигать свои кандидатуры на выборах в любые органы представительной власти любых стран и любых уровней.
"Участвовать в выборах духовенству запретили, когда взвесили все за и против и решили, что дело священника — заниматься пастырской работой", — объясняет Вигилянский. Ведь пастырю не пристало иметь партийные пристрастия, ему надлежит быть над всеми схватками, и Евангелие дает такую возможность, поскольку оно надпартийно.
"Государственная и священническая власть не должны смешиваться. Во власти должны быть миряне", — убежден отец Владимир.
Епископы — этнархи и президенты
Однако, несмотря на то что церковные соборы век за веком запрещали соединять духовные и светские чины, на протяжении всей истории Церкви священники принимали участие в государственном управлении. В Византии многие высшие чиновники рукополагались в дьяконы.
По мнению Вигилянского, для Византии было естественным, когда епископы и священники становились советниками императоров, а сами императоры, которых патриархи помазывали на царство, собирали Вселенские соборы. Это назвалось «симфонией», то есть согласием в достижении общей цели.
"Церковь и государство в Византии чувствовали себя в некоем единении, отсюда эти примеры, непонятные для сегодняшнего времени", — объясняет протоиерей.
Однако случаев прямого «совмещения» чинов в истории немного. Например, кипрский архиепископ Макарий III. Он стал первым президентом Республики Кипр по стечению обстоятельств. «У киприотов, освободившихся от британского протектората, в тот момент не было другого реального лидера, имевшего несомненный международный и общенациональный авторитет», — поясняет архимандрит Филипп (Симонов). Народ и сегодня любит архиепископа Макария, правившего государством почти два десятилетия, с 1960 по 1977 год, добавляет Вигилянский, достаточно поехать на Кипр и посмотреть на установленные ему памятники.
А в годы османского ига турецкие власти втянули в «народное управление» христианский епископат. Тогда на глав христианских церквей возлагались функции этнархов — правителей этносов. И именно они отвечали за законопослушное поведение своих народов. Если же те выходили из подчинения, предстоятелей сурово наказывали. «Во время восстания греков против турок в 1821 году Константинопольского патриарха Григория V повесили на воротах патриархии», — рассказывает Симонов.
Русь унаследовала идею «симфонии» от Византии. Многие русские князья в конце жизни принимали монашество. А патриарх Филарет был официальным соправителем первого русского царя, своего сына .
В православной Российской империи священники играли важную роль и даже избирались в , а чиновники, в свою очередь, влияли на управление Церковью. Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер), будущий патриарх , в 1989 году тоже был избран народным депутатом СССР, правда, не от Церкви, а от «Фонда здоровья и милосердия».
А патриарх Кирилл в этом году в четвертый раз посетил Государственную думу. И это событие напомнило о том, что до революции депутатами Думы в общей сложности избирались около 100 епископов и священников.
Вопреки справедливым канонам
"Справедливые каноны подчеркивают «неотмирную» природу Церкви, но нарушаются многие века", — сетует протоиерей Георгий Митрофанов.
По его словам, на Востоке Церковь всегда находилась в зависимости от государства, оно вмешивалось в церковные дела, ставило и свергало епископов. «Каноны четко разграничивают церковную и государственную иерархию. Они актуальны и сегодня, но плохо исполняются», — утверждает профессор Петербургской духовной академии.
Христиане могут участвовать во власти
Итак, в идеале священники не могут участвовать в политике. А могут ли это делать христиане, не имеющие сана? «Не только могут, но и участвуют — как полноправные граждане, реализующие свои конституционные права», — подчеркивает архимандрит Филипп (Симонов).
"Ничто не препятствует участию православных мирян в деятельности органов власти", — говорится в Основах социальной концепции Русской православной церкви.
Более того, такое участие «является одной из форм миссии Церкви в обществе». Только оно должно быть «в согласии с вероучением Церкви» и «ее официальной позицией по общественным вопросам», указывается в этом документе.
Церковь должна влиять на общество, а не на государство
Вместо того чтобы влиять на государство, Церковь может и должна влиять на общество, считает протоиерей Георгий Митрофанов. По его мнению, это актуально для нашего времени еще и потому, что развитие правового государства ведет ко все большему увеличению веса общества в принятии решений. При этом общество, в котором ощутимо присутствие христиан, должно пытаться «христианизировать повседневную жизнь страны, не используя при этом государственного ресурса», уверен профессор ПДА.
В этом он солидарен с министром исповеданий Временного правительства , который писал: «В будущем, при развитии правового государства, возникнет идея симфонии не Церкви и государства, а Церкви и общества. В Церкви будут созданы союзы христиан, которые будут стремиться изменить общественные институты в согласии с христианским учением».
Современный мир, предполагающий секуляризацию и маргинализацию Церкви, уже находится на пороге апокалипсиса, полагает Митрофанов. В этих условиях задача Церкви «не пытаться придумать очередную конструкцию союза с государством, а, наоборот, попытаться сохранить Церковь как Тело Христово».
Философ говорил, что государство должно способствовать приготовлению людей к вечности, хотя в реальности такого никогда не получалось, напоминает Владимир Вигилянский. «Наше общество не готово к формулированию и воплощению подобного рода идей. Для этого нужны поколения людей, воспитывающихся в вере и нравственных законах, а не тех, которые в воскресенье верующие, а в остальные дни недели у них интриги на работе. Нужны те, кто готов быть христианами каждый день», — считает священник.
Видео дня. Педагог не педофил: в известном ВУЗе разгорелся скандал
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео