Войти в почту

Гидроузел решит проблему судоходства на 100 лет

Гидроузел решит проблему судоходства на 100 летВ Нижегородской области идёт активное обсуждение проекта нижегородского гидроузла. Губернатор Глеб Никитин и глава Росморречфлота Юрий Цветков провели совещание по вопросам строительства гидроузла. С учётом того, что регион против подъёма уровня Чебоксарского водохранилища до 68-й отметки, низконапорный гидроузел – единственный вариант возобновления судоходства по Волге от Городца до Нижнего, считают эксперты. Почему так важен для Нижегородской области и России в целом нижегородский гидроузел? Об этом наш разговор с представителями генпроектировщика – генеральным директором ООО «Техтрансстрой» Виктором Морозовым и главным инженером ООО «Техтрансстрой» Игорем Краснощековым. Откроет путь с Балтики на Каспий – Нижегородский гидроузел – крупный федеральный проект, призванный возродить судоходство на Волге. Как он поможет флоту? – Сегодня перед государством стоят задачи развития экономики с целью увеличения благосостояния населения. Поэтому нужно создавать условия для развития всех отраслей, в том числе всех видов транспорта. Требуется восстановить работу единой глубоководной системы европейской части России – транзитный путь с севера на юг, с Балтики на Каспий, в Чёрное, Азовское и Средиземное море. Для судоходства, в том числе крупнотоннажного, нужно поддерживать уровень воды во время всей навигации не ниже 4 м. Но есть два участка, ограничивающих прохождения судов, два «бутылочных горлышка» – у Балахны и на Дону. Поставлена задача преодолеть эти ограничения. Для этого будет построено два гидроузла – Багаевский в Ростовской области и Нижегородский. Проект поддержал президент Владимир Путин. Проблема эта возникла в 1970-е годы, специалисты предлагали разные варианты её решения. В итоге пришли к выводу, что наиболее эффективный, а главное, надёжный способ вернуть судоходство на Волгу – это строительство низконапорного гидроузла в Нижнем Новгороде. Если остальные предлагаемые варианты могут исправить положение на короткий срок, то гидроузел решит проблему на 100 лет. И мы перестанем травмировать Волгу – нельзя вечно углублять дно, иначе река превратится в канал! Переселения не будет! – Нижегородская область выступала против подъёма уровня Чебоксарского водохранилища до 68 м из-за того, что огромные территории были бы затоплены, пришлось бы переселять людей. Как повлияет на жизнь нижегородцев строительство нижегородского гидроузла? – Проект подъёма Чебоксарского водохранилища кардинальным образом отличается от строительства низконапорного узла. Если бы уровень Чебоксарского водохранилища подняли, это бы затронуло три региона – Чувашию, Марий Эл и Нижегородскую область. Максимум преимуществ получили бы Чебоксары, а Нижнему Новгороду достался бы негатив. При подъёме уровня Чебоксарского водохранилища площадь затопленных земель составила бы более 900 кв. км по трём регионам, основной удар пришёлся бы на Нижегородскую область. Нужно было бы переселять людей, перевозить здания, предприятия, в областном центре строить серьёзную инженерную защиту, возведение которой на несколько лет парализовало бы нормальную жизнь города. Это можно сравнить со строительством второго метро! Кроме того, созданные условия после подъёма ухудшили бы качество речной воды на уровне Нижнего Новгорода. При строительстве нижегородского гидроузла будет создано небольшое водохранилище на коротком участке водного пути протяжённостью 40,5 км. Оно руслового типа – мы не нарушаем русла реки. Площадь водного объекта увеличится всего на 10 кв. км. Ёмкость создаваемого водохранилища – 0,15 куб. км, для сравнения: ёмкость Куйбышевского водохранилища – 57 куб. км. Переселять население, переносить здания не нужно! Новое водохранилище не затопит дома, дворы, земельные участки, где живут люди, – затоплению подлежат отмели, островки, некоторые пляжи. Щадящий режим – Как будет работать нижегородский гидроузел? – Будущее водохранилище сезонного типа. Оно будет существовать только в период навигации – все паводки будут проходить естественно, как и сейчас. Как только уровни воды снижаются из-за того, что сходит весенний паводок и открывается судоходство, затворы на гидроузле закрываются, и создаётся мини-водохранилище. Это будет происходить именно летом, когда уровни воды минимальны. Когда заканчивается навигация, затворы поднимаются, водохранилище постепенно сбрасывает воду, и река входит в естественное, бесподпорное состояние. Такой щадящий режим не позволит затопить те участки, которые бы ушли под воду, будь водохранилище всесезонным. Иначе затопленные площади были бы в разы больше. Нужно понимать, что сегодня прибрежные участки в Балахнинском районе затапливаются из-за высоких сбросов Нижегородской ГЭС, которая работает в режиме суточного регулирования мощности – в течение дня уровень воды в нижнем бьефе может меняться на несколько метров. Когда нужно больше электроэнергии, работают заводы, растёт потребление населения, ГЭС увеличивает сбросы воды. Но именно от этих сбросных расходов зависит уровень затопления прибрежных территорий. Кроме того, идут транзитные сбросы, чтобы Нижегородское водохранилище не переполнилось, и происходит явление, которое называют зимним паводком. Люди всегда хотели жить поближе к воде, иметь на волжском берегу дачу, и государство не препятствовало этому. Но почему-то о существующем риске затопления людей не предупреждали. Так, зимой 2017-2018 гг. Нижегородская ГЭС сбрасывала большой объём воды, как в весенний паводок, и ситуация на прибрежных территориях в Балахне ухудшилась настолько, что едва не дошло до эвакуации населения. Важно было изначально, ещё в советские времена, предупредить местное население, активно застраивающее берега, что такое вполне возможно – это заложено в штатный режим работы ГЭС и водохранилища.С учётом интересов жителей – Вы провели оценку влияния строительства на прилегающие территории. В проекте предусмотрены природоохранные и компенсационные мероприятия. Какие меры будут приняты? – При любом подобном строительстве проводится оценка воздействия объекта на окружающую среду, исходя из которой разрабатываются мероприятия по её охране. Ведущие специалисты страны провели серьёзные исследования существующего состояния грунтовых вод, поверхностных водоёмов, составлен прогноз, как изменится ситуация после ввода узла в эксплуатацию. Институт экологии волжского бассейна РАН дал свою оценку – гидроузел не противоречит существующим природным условиям. Компенсационные мероприятия запланированы в основном в Балахне и Заволжье – будет построена инженерная защита и проведено берегоукрепление в Заволжье, Городце и Балахне. Важно понимать, что в проекте обязательно учтены интересы граждан, к людям прислушиваются. Безусловно, любое создаваемое водохранилище создаёт нагрузку на прилегающие земли. Но при строительстве гидроузла будут предприняты необходимые меры, чтобы нейтрализовать возможный негативный эффект от его реализации. Как осушить Балахну? – Балахнинцы обеспокоены грядущим строительством. Местные жители страдают из-за постоянных подтоплений и переживают, что новое водохранилище усугубит ситуацию. Что будет в реальности? – Балахна расположена на первой надпойменной террасе Волги, в междуречье, на территории со сложной геологией. Из-за поверхностного слоя глины дождевая и талая вода не проходит в землю. Кроме того, в городе отсутствует ливневая канализация. В 1920-е годы вырыли водоём для охлаждения местной ГРЭС. Он находится выше уровня города на три метра и подтапливает окружающие территории. Ещё один источник подтопления – заброшенная сеть мелиоративных каналов, которая была создана для осушения торфяников. Сочетание природных и антропогенных факторов, сложившихся десятилетиями, привело к ухудшению качества жизни балахнинцев. Мы разработали целый комплекс мероприятий, которые могли бы осушить Балахну – нужно построить магистральные перехватывающие каналы, окольцовывающие город, расчистить существующие мелиоративную сеть, создать систему лучевых дренажей. Реализация этих мер требует серьёзных затрат. Часть мероприятий запланирована в рамках строительства гидроузла. Все наши разработки мы передали руководству региона. Наталья Зорина

Гидроузел решит проблему судоходства на 100 лет
© Нижегородская правда