о результатах 61-й церемонии награждения Grammy

«Grammy, конечно, можно сравнивать с «Оскаром» сколько угодно, но эти две премии, задуманные примерно в одной концепции, уже давно разошлись на практике. «Оскар» сдвинулся в сторону парада супербогачей-суперзвёзд экрана, всё дальше задвигая истинных героев кинопроцесса — публике это неинтересно и не нужно. Grammy держит своих суперзвёзд-супербогачей в узде и не сдаётся, отправляя награды не столько поющим миллионерам, сколько реальным достижениям в профессии. А именно в профессии звукозаписи». Вчера в Лос-Анджелесе прошла очередная, 61-я по счёту церемония награждения за заслуги в области звукозаписи Grammy. Её, конечно, можно сравнивать с «Оскаром» сколько угодно, но эти две премии, задуманные примерно в одной концепции, уже давно разошлись на практике. «Оскар» сдвинулся в сторону парада супербогачей-суперзвёзд экрана, всё дальше задвигая истинных героев кинопроцесса — публике это неинтересно и не нужно. Grammy держит своих суперзвёзд-супербогачей в узде и не сдаётся, отправляя награды не столько поющим миллионерам, сколько реальным достижениям в профессии. А именно в профессии звукозаписи. При этом место продукта в хит-параде практически не имеет значения. Потому что у тех, кто выбирает призовые позиции, всё-таки есть уши, и вкус, и опыт. Может быть, поэтому Grammy меньше, чем «Оскар», подвержена чумке #metoo. Хотя, может быть, и потому что музыкальный бизнес уважает и чтит свою женскую часть, без которой не было бы ровно половины кассы. И тем не менее в этом году не обошлось без скандалов. Незадолго до события сразу несколько популярных исполнителей отказались выступать на сцене Grammy – Бейонсе, Jay-Z, Рианна, Тейлор Свифт и Ариана Гранде. Из-за конфликта с продюсером шоу Кеном Эрлихом. К ним чуть не присоединился исполнитель по имени Дрейк, но всё-таки он и награду получил, и обрушился с критикой на Grammy. Всё как говорил один мой знакомый бюрократ от журнализма: «Русские журналисты и денег возьмут, и правду напишут». «Мы — участники оценочного спорта, а не результативного. Поэтому всё зависит от банды каких-то людей, которые не врубаются в то, про что поёт подросток (в оригинале — kid) смешанной расы из Канады или клёвая испанская девушка из Нью Йорка», — сказал миллионер Ламар. Это был намёк на родившуюся в Бронксе доминикано-тринидадскую репершу Карди Би, которая выступала как раз незадолго до Дрейка и номинировалась по семи позициям. Хотя что тут не понять, про что она поёт, — всё как обычно: «Ты целуй меня везде, папан, покупай Ив Сен-Лоран» (я не шучу), хотя и затейливыми размерами. Но надо понимать, что тирада Дрейка — это отражение анти-Grammy-волны, которую подняли ещё в прошлом году с текстом «Дайте больше призов чёрным, цветным и женщинам». Это выглядит вообще-то чистым шантажом, потому что девушки и так выигрывают по пять призов из восьми, не говоря уже о чудовищной приверженности всячески поддерживать все эти частушки с городских окраин, невзирая на степень культурной ценности. Так какого рожна вам ещё надо? Вообще-то в мире ещё очень много музыкальных жанров, где прорыв осуществляют, страшно сказать, мужчины, часто белые, а в классических записях так и вообще, как ни крути, русские евреи. И что делать? Всех отменить по разнарядке из министерства правды с целью поддержки, как говорили в СССР, нацменьшинств? Сам Дрейк получил Grammy за God’s Plan как за лучшую рэп-песню. Правда, успеху предшествовал успех трогательного charity-видео на это произведение искусства. Ну а девушка с Ивом Сен-Лораном под мышкой получила за лучший рэп-альбом Invasion of Privacy. И опять-таки мы должны помнить, что награждают в основном именно звукорежиссёров — команду, которая добилась какого-то успеха в профессии. В случае с Карди Би это был продюсер, чей пик успеха приходится на 2008 год. Приз за лучшее исполнение рэп-песни поделили Кендрик Ламар King’s Dead (из фильма «Чёрная Пантера» — кому охота слушать единственную ноту ми в самом банальном размере, welcome) и Андерсон Паак за Bubblin. Ой, только не надо этих разговоров про культурную ценность рэпа — вряд ли я готов слушать их от людей, которые не могут отличить звучание родного TB 303 от его дигитального эмулятора. Неофитам легче спекулировать вокруг двух убогих нот, закатывая глазки к Иву Сен-Лорану, потому что на трёх они уже путаются и спотыкаются. А мы тем временем порадуемся за старину Уэйна Шортера, чей квартет получил Grammy за лучший инструментальный джаз-альбом Emanon, который апеллирует напрямую к симфоническим формам. Только не показывайте его московским маркетологам кроссовочных фирм — у них мозг расплавится на втором такте. Но была номинирована очень любопытная темнокожая саксофонистка (всё как вы хотели, мои мамкины феминисты) Тиа Фуллер — её состав гастролирует с Бейонсе, а сама она преподаёт в Беркли. Обязательно послушайте победителя в категории «Лучший альбом контемпорари-музыки» — Steve Gadd Band — так и называется: Steve Gadd Band. Ветераны не сдаются. Лучшим кантри-альбомом стал диск Golden Hour Кейси Макгрейвз. Кстати, тем, кто рыдает по правам женщин в шоу-бизе, надо почаще знакомиться с кантри, музыкой, где самую большую кассу снимают именно женщины, и поп-исполнители там просто рыдают рядышком от масштабов оборотов финансов. И да, это, кстати, давно уже не песни дальнобойщиков под гитару. Тут уже давно возвращаются к корням — к ритм-н-блюзу, и даже к его новой инкарнации — некоторых кантри-исполнителей трудно отличить от Тимберлейка и Ко. С роком у Grammy, как всегда, лажа от первой ноты до последней. Потому что единственный толковый номинант на лучшее рок-исполнение — группа Arctic Monkeys, которая умудрилась в прошлом году раздвинуть рамки жанра, — остался безо всего. Зато дали Крису Корнеллу (бывший Soundgarden) — если честно, то только за то, что он помер. Ну хорошо, что хоть за «альтернативный рок-альбом» дали премию Беку — Colors. Этот стареющий юноша продолжает как-то двигаться вперёд, несмотря на то что на его идеях уже выросла цела когорта крутейшего молодняка, который отчаянно дышит ему в спину (взять того же King Krule). С «металлом» вообще у Grammy не складывается — они номинируют самые кастрированные формы жанра с вылизанными до дыр в продакшене записями, которые слушать нереально. Энд зе виннер из — Electric Messiah — High on Fire. Тупая эксплуатация клише, несменяемых с 80-х годов. Лучшая рок-песня года — Masseduction от St. Vincent. Это радует, потому что девушка очень талантливая. Я, естественно, посмотрел её концерт недавно вживую, и это фигура масштаба Мадонны, только для умных. И самое большое разочарование — «Лучший рок-альбом», присуждённый группе Greta Van Fleet за второй альбом. GVF я слушаю и даже нежно их люблю с первой записи, слитой в сеть. Поясняю: это практически дети, братья, которые проснулись как-то в родительском доме и вместо школы поняли, что они новый Led Zeppelin. При этом они очень талантливые дети. Вокалист, который копирует Роберта Планта настолько органично, что мурашки бы бежали по коже, если бы не было так видно, что парень просто не знает, что с этим голосом делать, и глупо озирается по сторонам. У каждой их песни есть аналоги в обширной дискографии LZ. Первый альбом был неумелым, но искренним и милым. Но теперь, судя по всему, за них взялась тяжёлая индустрия в качестве противовеса тупому рэпу. И второй альбом совершенно overproduced, зажат и убит. И именно за него дали высшую награду в индустрии. Вы смеётесь, что ли? Похоже, что шоу-биз задушит юные таланты в рекордные сроки. Только для того, чтобы дать хоть что-то людям, уставшим от двух убогих нот и душевных страданий торговцев наркотой на раёне. А время поджимает. Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.