Компания Vitol ради собственной сиюминутной выгоды, похоже, решила пренебречь санкционным режимом Вашингтона. Нефтетрейдер не прочь набить себе карманы валютой за счёт транспортировки нефти на кораблях, подпавших под ограничения США. News.ru разбирался в ситуации, почему Vitol игнорирует международные запреты и как разрушительно его деятельность сказывается на экологии Каспия. Как выяснил портал News.ru, компания зафрахтовала корабли из санкционного листа OFAC (Office of Foreign Assets Control). Vitol удалось заключить контракт на экспорт нефти с компанией ENOC с месторождения, разрабатываемого её «дочкой» Dragon Oil на туркменском шельфе Каспия. Изначально предполагалось, что «чёрное золото» будет транспортироваться на суднах «ВФ Танкер» и Туркменского морского пароходства. Но по прошествии времени Vitol зафрахтовала танкер Mekhanik Voronkov и Grigoriy Bugrov, которым в настоящее время насчитывается 48 и 45 лет соответственно. Оба корабля принадлежат Trans-Flot JSC, являющейся их оператором и находящейся в чёрном списке OFAC. Экономия на эксплуатации танкеров, которые вполне можно было бы уже пустить на металлолом, ничем хорошим закончится не может. Фактически мы получаем бомбу замедленного действия, которая может в любой момент взорваться и привести к региональной или даже мировой экологической катастрофе. Помимо этого, был обнаружен ещё один санкционный корабль, используемый Vitol: VF Tanker-3, построенный в 2012 году, судовладельцем которого является «ВЭБ Лизинг». Кроме того, Vitol ведёт переговоры о фрахтовании двух кораблей, также находящихся под санкциями, — Stalingrad и Marshal Tukhachevsky. Как удалось узнать порталу, к 10 февраля Vitol осуществила уже три погрузки нефти на данных кораблях, после чего они покинули порты Туркмении: 2 февраляVF Tanker-3 погружен нефтью Dragon Oil в порту Аладжа; 6 февраля Mekhanik Voronkov погружен нефтью Dragon Oil в порту Аладжа; 8 февраля Grigoriy Bugrov погружен нефтью Eni в порту Окарем. Нефтетрейдер попросту не может найти другие суда, чтобы выполнить свои обязательства, а отгружать нефть и нефтепродукты Vitol необходимо, как минимум, 180 тысяч тонн ежемесячно. Поэтому компания и прибегает к фрахтованию старых кораблей, да ещё и под санкциями США. Прибыль выступает на первый план, и плевать, что делается это в обход санкций и любых экологических норм. С другой стороны, из этого следует, что Vitol многократно шла на нарушение санкций. Кроме того, в эту ситуацию были втянуты компании Dragon Oil Turkmenistan LTD и Eni Turkmenistan LTD, менеджмент которых вполне мог быть в курсе происходящего. Отсюда появляется довольно много вопросов, как стала возможной такая ситуация. Что касается юридического и compliance департаментов этих компаний, то Dragon Oil и Eni взяли на себя риск быть обвинёнными в нарушении санкционного режима, а ведь большая часть взаиморасчётов производится как раз-таки в долларах США. И если Vitol сознательно пошла на нарушение санкций, то у Dragon Oil и Eni, видимо, соответствующие департаменты в структуре управления просто отсутствуют, или же их руководство не выполняет возложенные на него функции. Иначе как ещё объяснить тот факт, что преклонный возраст кораблей Mekhanik Voronkov и Grigoriy Bugrov представляет чрезвычайно высокую опасность для экологии Каспия? Внутренние стандарты не предусматривают использование флота возрастом более 15 лет, а в исключительных случаях принимаются к погрузке корабли возрастом до 25 лет. Также они должны иметь необходимое страховое покрытие P&I. Согласно принятым стандартам деятельности таких компаний, прежде чем подтвердить погрузку, каждый корабль проходит обязательную процедуру веттинга, где проверяется техническое состояние судна, профессиональность управляющей судоходной компании и отсутствие проблем с международными санкциями. Следовательно, та же процедура веттинга должна присутствовать и в деятельности Vitol. Остается лишь развести руками и в очередной раз удивиться тому, что Vitol, имеющая многомиллиардные операции в долларах и ведущая бизнес на территории США, может действовать в надежде на авось и не бояться, что её поступки будут не замечены со стороны Вашингтона. Но если Штатах вмешаются в ситуацию, то после этого не исключена довольно жёсткая реакция. По итогам разбирательств могут последовать санкции или даже запрет на ведение бизнеса, что довольно ощутимо ударит по прибыли нефтетрейдера.