Как появился Jumbo jet, и почему он стал успешен
50 лет назад поднялся в небо Boeing 747 — революционный самолет, гигант, да и просто красавец, на десятилетия вперед определивший облик дальнемагистрального пассажирского лайнера. Автором плодотворной дебютной идеи считается Хуан Трипп — один из авторитетнейших людей в мире гражданской авиации, создатель авиакомпании PanAmerican. Он захотел самолет, ни много ни мало, вдвое вместительнее самого большого на тот момент Boeing 707, да еще с дальностью полёта более 9 тысяч километров. А надо заметить, в середине 1960-х такая смелая инициатива выглядела далеко небесспорно. В те времена на волне технократической эйфории, поднятой успехами в авиации и космонавтике, освоением мирного (и не очень) атома, развитием вычислительной техники и прочими прорывными инженерными достижениями, бытовала точка зрения, что вот-вот на межконтинентальные линии выйдут сверхзвуковые лайнеры, разработка которых уже велась и в Европе и в СССР, да и сам «Боинг» работал над проектом 2707, еще более масштабным, чем Concorde и Ту-144. Тем не менее, «Боинг» пошёл на немалый риск, взявшись за проект 747. Уже на этапе замысла было понятно, что это колоссальная инженерная задача. Но действительность оказалась еще сложней. Выяснилось, что для запуска в серию такого гигантского самолета у «Боинга» просто нет соответствующих производственных мощностей. Пришлось буквально в чистом поле около Эверетта (штат Вашингтон) построить крупнейший в мире завод, до сих пор остающийся основной производственной базой корпорации. В итоге к запуску серийного производства долги «Боинга» достигали астрономических размеров. И, если бы с проектом что-то пошло не так, вполне вероятно о компании сейчас бы вспоминали только историки авиации, как это случилось с некогда не менее громкими именами: Douglas, McDonnell, Convair и многими другими. На карту действительно было поставлено многое, но, как мы теперь знаем, у этой истории счастливый конец. Почему «горбатый» В качестве отправной точки для проектирования были взяты наработки, оставшиеся после участия «Боинга» в тендере на тяжёлый военно-транспортный самолет (к слову, победил тогда проект Lokcheed, ставший впоследствии транспортником C-5 Galaxy). И с оглядкой на неясные рыночные перспективы 747-й создавался как самолет грузопассажирский. Для того чтобы иметь возможность разместить грузовую рампу, кабину экипажа пришлось перенести с традиционного места в носовой части фюзеляжа наверх. Поначалу разработчики планировали сделать самолет двухпалубным по всей длине. Но от такой компоновки довольно скоро отказались, прежде всего потому, что она не обеспечивала требуемое время для эвакуации пассажиров в чрезвычайных ситуациях. В итоге остался лишь небольшой фрагмент второй палубы за кабиной пилотов. Отсюда и получился узнаваемый «горбатый» силуэт самолета. Коль скоро двухэтажная идея была забракована, чтобы добиться нужной пассажировместимости пришлось сделать то, чего никто не делал раньше — разместить по 10 кресел в ряд с двумя проходами между ними, то, что теперь принято называть широкофюзеляжным самолетом. Почему «Джамбо» Проектирование и постройка самолета велась в очень сжатые сроки. В 1966 году в день 50-летия компании «Боинг» был подписан контракт с PanAmerican на поставку 25 машин начиная уже с 1970 года. Это сейчас эффективные менеджеры умудряются растянуть куда менее сложные проекты на десятилетия, а тогда умели как-то по-другому. И 9 февраля 1969 года первый Boeing-747 поднялся в в воздух. Менее чем за год были закончены сертификационные испытания. И 22 января 1970 года Boeing 747 авиакомпании PanAmerican совершил первый коммерческий рейс Нью-Йорк — Лондон. Естественно, появление такого самолета по праву сопровождалось превосходными эпитетами. И, нечастый в истории авиации случай, он даже получил неформальное, можно сказать народное прозвище — «Джамбо» (Jumbo). Чтобы пояснить его происхождение придётся сделать небольшое лирическое отступление в жанре программы «В мире животных». Джамбо — так звали огромного африканского слона ростом 4 метра и весом около 7 тонн, который в конце 19 века был любимцем публики в зоопарке Лондона, а затем несколько лет с большим успехом гастролировал в передвижном цирке по Соединенным Штатам, пока в 1885 году не погиб под колесами паровоза (впрочем, выражение «под колесами» носит здесь фигуральное значение, поскольку при столкновении с этим незаурядным животным паровоз сошел с рельсов). Популярность слона по обе стороны океана была такова, что имя Джамбо стало в английском языке нарицательным со значением огромный, мощный, сильный. Кстати, искусственно культивирумое маркетологами пафосное имя Queen of the Skies (Королева небес) хоть периодически и употреблялось, но по-хорошему не прижилось. Почему дембель неизбежен Итак, то что более полувека назад начиналось, как смелая авантюра, оказалось не только выдающимся с инженерной точки зрения достижением, но и успешным коммерческим проектом. За прошедшие годы было построено более 1500 машин. Самолет прошёл четыре глубоких модернизации. И пережил своих более молодых конкурентов: Lockheed TriStar, McDonnell Douglas DC-10, Airbas A-340. Даже появившийся 35 лет спустя Airbas A-380 не вытеснил Boeing 747 с рынка. Но техническая эволюция столь же неумолима, как и биологическая, и уже понятно, что у четырехмоторных лайнеров нет будущего. Последняя попытка продлить жизнь 747-го прямо скажем не задалась. Модификация Boing 747-8, анонсированная в 2005-м и поступившая в эксплуатацию в 2012 году собрала только 150 заказов, да и то более ста из них пришлось на грузовой вариант.