Тайна церковных денег: на что живет приход

МОСКВА, 9 фев — РИА Новости, Александр Филиппов. Церковные финансы — тема достаточно специфическая и закрытая. Это порождает множество самых невероятных слухов и домыслов. О тайных и явных сторонах церковных денег — в материале РИА Новости. Доверие дороже денег Когда отца Стахия Колотвина назначили настоятелем строящегося храма в Митино, он был священником всего два месяца. Зарплату ему платили, как штатному клирику, в другом храме, а еще он работал на полставки в синодальном управлении. Понятно, что на эти деньги можно было как-то содержать семью, но не построить храм стоимостью в несколько сотен миллионов рублей. "Самое трудное — это начать, потом строительство идет легче", — рассказывает отец Стахий. Первый источник средств — пожертвования. За полгода несколько человек, проезжавших мимо стройплощадки, выделили по 100 тысяч рублей. Этого хватило на деревянный каркас, и в храме начали совершать богослужения. А когда в церкви идет служба, в нее и люди тянутся. С их помощью собрали три миллиона рублей и через год завершили деревянный храм на 300 человек. Митино — район огромный, около 200 тысяч жителей. Раньше здесь были всего две небольшие церкви. Сейчас построили еще три, семь строятся. "Многие из ставших нашими прихожанами до этого вообще не ходили в храм, потому что им трудно было до него добираться", — говорит отец Стахий. Его приход постоянно растет — процентов на тридцать в год. А вот епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений (Кульберг) начинал священником в селе Великое Ярославской области — его направили туда настоятелем храма Рождества Богородицы, который тогда лежал в руинах. Местных жителей — тысячи две. К развалинам церкви они относились как к "общественному туалету". Обычно в такой ситуации ищут спонсоров. Настоятель решил пойти другим путем. И начал он не с восстановления храма, а с создания приходской студии детского творчества, которая пришлась как нельзя кстати. Дети с удовольствием занимались рисованием, и их родители убеждались, что церковь не только "ходит с протянутой рукой" — пользу приносит. Постепенно менялось отношение и к храму, и к священнику. В результате за пять лет храм восстановили. "Это стало народным делом. Вот это и есть чудо", — говорит владыка Евгений. Жертва и прозрачность И все-таки из чего складываются доходы и расходы церковного прихода? Как ведется бухгалтерия? Информации об этом мало не только у прихожан, но и у профессиональных экономистов. "Великая тайна, о которой не любят говорить священники, — способ отражения пожертвований в бухгалтерской отчетности. Мы пытались это выпытать, но у нас не получилось", — сетует старший преподаватель кафедры экономики факультета социальных наук Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Сергей Шолохов. Церковные финансы непрозрачны, прихожане же видят лишь результат работы денег — отреставрированные храмы, горящие свечи перед иконами, пышное богослужение. "Церковная экономика прозрачная, простая и примитивная! — возражает заместитель председателя финансово-хозяйственного управления Русской православной церкви священник Евгений Гущин. — Базовая структура доходов и расходов изложена в уставе. А прихожане нам и так доверяют". В епархию подается такая же финансовая отчетность, что и в налоговую службу, только с приложением отчета по мероприятиям, проведенным в приходе, объясняет собеседник агентства. Зачем прихожанам знать бюджет Никакой проблемы с прозрачностью церковной бухгалтерии не видит и руководитель правового управления Московской патриархии игумения Ксения Чернега. По ее словам, приходская бухгалтерия работает по общим правилам, но отчитывается только перед своим священноначалием и налоговой. "Приход — это не общественная организация, он вовсе не должен быть подотчетным гражданам, государству и обществу", — объясняет она. Публикация годовых отчетов на приходских сайтах не предусмотрена ни законодательством, ни уставом приходов. "Непонятно, зачем это делать и перед кем мы должны отчитываться? Приход — это каноническая структура, которая живет в соответствии с древними традициями. На протяжении всех веков Русская церковь не отчитывалась ни перед кем о том, как использует имущество и пожертвования", — подчеркивает Чернега. Правда, прихожане, жертвующие крупные средства, по законодательству имеют право знать, как их расходуют. "Моему приходу одна компания выделила большую сумму. И мы подготовили самую строгую отчетность — вплоть до копейки, даже за остаток в 16 рублей отчитались", — говорит отец Евгений Гущин. Кому управлять экономикой прихода В церкви есть две модели управления финансами прихода. В дореволюционной России всем распоряжался настоятель. На Поместном соборе 1917 года попытались сбалансировать роль духовенства и мирян. В советское время финансами заведовал исключительно староста, а священник был просто "наемным работником". И только реформы последних десятилетий вернули духовенству полную власть над экономикой прихода. По мнению отца Стахия, отчетность может быть доступна только зарегистрированным членам прихода, тем, кто платит приходские взносы, как это было до революции. Эту традицию сохранили русские православные приходы за границей. Правда, чем больше вес мирян в приходских делах, тем больше у настоятеля проблем, отмечает священник. При таком подходе настоятель, по сути, становится тем самым "наемным работником", которого приход может и зарплаты лишить, если сочтет, что он не выполняет свои обязанности. Отец Стахий выбрал компромиссную модель: главный — настоятель, но он учитывает мнение мирян, помогающих приходу. "Людей нужно сначала воспитывать. Недостойному нельзя управлять приходом", — считает он. Настоятель ижевского Свято-Никольского храма священник Георгий Харин поддерживает практику Русской церкви за границей. Он сам устранился от управления экономическими вопросами, поскольку убежден, что священник "должен заниматься богослужением, а не сбором средств". "Апостол Павел нас учил, что священник питается от алтаря и не должен иметь мирских попечений. Собирание денег — это и есть главное мирское попечение. Это следует доверить активным талантливым мирянам, — объясняет он. — Священник же обязан молиться и заниматься вопросами духовной жизни, иначе он превратится в бизнесмена, продающего духовные услуги". Патриархия не знает о деньгах В самой Московской патриархии нет полной картины церковных финансов. По словам Гущина, в уставе Русской православной церкви четко зафиксировано, что финансы — это внутреннее дело каждой епархии, куда не может вмешиваться даже патриарх. "Иначе придется делать суперцентрализованную структуру по типу Римско-католической церкви", — добавляет он. В финансово-хозяйственное управление Московской патриархии поступают отчеты приходов Московской епархии и всех епархий Русской православной церкви, но не приходов в составе этих епархий. "Мы не имеем ни малейшего представления об отчетности приходов других епархий. Нас не интересует их финансовая часть, потому что там ничего особенного нет. Нас интересует их богослужебная жизнь", — говорит Гущин. Что почем В качестве примера он приводит бюджет одного из храмов, построенного по "Программе 200" (нацелена на возведение храмов в Москве, особенно в новых спальных районах). Сумма пожертвований — 150 тысяч рублей в месяц. Этого едва хватает на "коммуналку" и зарплату священнику, нескольким помощникам и хору. Сам отец Евгений служит настоятелем небольшого, всего человек на 80, деревянного храма на окраине Москвы. Помимо него, там еще два священника и 18 сотрудников — алтарники, хор, охранники и уборщики. Содержание клира и храма обходится примерно в 570 тысяч рублей в месяц. Настоятель храма иконы Божией Матери "Всецарица" на станции Люга в Удмуртии священник Андрей Полин рассказывает, что в его церковь из тысячи местных жителей ходят только десять постоянных прихожан. Доход — около 20 тысяч рублей в месяц. В среднем один прихожанин жертвует за службу 100-200 рублей на записки и свечи. Отопление стоит 2500 рублей, свет — еще 500, остальное — на зарплату священнику и хору. Доход прихода В Ветхом Завете говорится, что иудеи жертвовали на Иерусалимский храм десятую часть доходов. И в Древней Руси князья отдавали десятину на церковь. В наше время десятину никто не требует, но некоторые добровольно приносят ее в приход. "Когда я еще служил пономарем, мне рассказывали, как один священник из Владивостока строил при храме воскресную школу. У него совсем не было денег, чтобы заплатить строителям. Однажды он открывает ящик с пожертвованиями, а там лежит сверток, в нем 1000 долларов и записка: "Десятую часть моего заработка отдаю Богу". Батюшка все эти деньги вручил строителям", — говорит священник Иоанн Караман из храма Вознесения Господня в селе Спасское Владивостокской епархии. Доход храма зависит от расположения, достатка прихожан и личных качеств настоятеля. Епископ Евгений (Кульберг) приводит пример церковной жизни в двух городах его епархии. В первом, с населением 40 тысяч человек, приход, возникший 20 лет назад, приспособил для богослужений простую избу. Настоятель оказался хорошим пастырем, собрал вокруг прихода лучшие силы города, развил активную деятельность, построил храм, ставший центром местной религиозной и общественной жизни. Через десять лет его прихожане начали восстанавливать на старом фундаменте церковь, разрушенную при советской власти. "Сегодня там стоит огромный храм удивительной красоты и полный людей", — говорит епископ Евгений. Во втором городе, где в два раза больше жителей, приход 20 лет назад построил красивый деревянный храм, но никакого развития не последовало. Батюшка там хороший — "и кадило кадит, и службы служит", но храм, по словам владыки Евгения, "не стал тем местом, куда можно прийти в любое время, чтобы обрести поддержку и доброе слово". "Важна личность священника. Если он желает сделать что-то для людей, люди ответят ему всем, в том числе материальной поддержкой", — заключает епископ. Приход отца Стахия тоже большую часть средств получает от пожертвований прихожан. Но настоятель отказался от постоянных цен на требы. "Один человек написал стопку записок, положил рубль и убежал. Зато другой дал одну записку и крупную купюру — Господь все компенсирует", — рассуждает отец Стахий. Кроме того, среди новых прихожан встречаются способные пожертвовать и десять тысяч, и сто тысяч рублей. "Господь послал человека, который все эти годы жертвовал в храм писаные иконы. Людям легче пожертвовать на что-то конкретно, им приятно думать, что в этом храме есть "моя" икона, "мой" подсвечник", — объясняет священник. В любом храме больше всего людей с Рождества до Пасхи. Летом тяжело — прихожане разъезжаются. А в Ижевске, в Свято-Никольском храме, основной доход — средства, собранные попечительским советом. "Треть дает кружка (ящик для сбора пожертвований в храме. — Прим. ред.) и свечи, а треб совершается мало", — сетует священник Георгий Харин. Тайна церковной кружки "Кружка — это тайна, крайне тревожный момент приходской жизни. Никто никогда не знает, какой она будет. Летом меньше кладут, зимой больше. В наших условиях на эти деньги храму не прожить", — признается настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр Салтыков. Церковную кружку, куда люди целый месяц опускали пожертвования, вскрывает особая комиссия и оформляет соответствующий акт. "Пожертвования граждан в пользу религиозной организации не могут документироваться, потому что они анонимны, — уточняет игумения Ксения Чернега. — Наличные пожертвования актируются и выступают предметом годовых отчетов прихода в патриархию, но в налоговую эти отчеты не отправляются". Пожертвования, полученные при совершении религиозных обрядов, согласно статье 251 Налогового кодекса России, также налогом не облагаются. Расход прихода Большая часть собранных приходом денег обычно уходит на содержание храма, зарплату клиру и сотрудникам, коммунальные платежи. А у отца Стахия — на строительство: приход уже три года возводит каменное здание воскресной школы. И на трапезу для клириков и прихожан ему денег не жалко, потому что трапеза — важное место для общения. А вот на "коммуналке", пока у отца Стахия деревянный храм, который легко протопить, удается экономить. Но он планирует строительство большого каменного храма на 700 человек, а там только проектная смета — 500 миллионов рублей. Тут уже без крупных спонсоров не обойтись. И еще: в Москве, например, все приходы платят взносы на общецерковные нужды и сборы в Попечительскую комиссию, которая помогает пожилым священникам. Помогайте церкви "Принцип церковной экономики простой: "Вам церковь нужна? Так помогайте!" — говорит протоиерей Александр Салтыков. Это в миру главное — деньги. Церковная экономика многие века основывается на пожертвовании. Жертва — инструмент подчинения материального идеальному. Впрочем, практика вносит коррективы и в идеальную картину. "Прозрачность и честность церковной бухгалтерии — это то, что сейчас необходимо и может быть хорошим поводом для проповеди Евангелия. Люди будут доверять церкви, видя, что здесь ведется строгий и честный учет средств — поступивших и потраченных", — полагает митрополит Псковский Тихон (Шевкунов). Действительно, недостаток информации рождает недоверие. И преодолеть его может лишь откровенный диалог духовенства и мирян с обществом, в том числе относительно церковных денег.