Бизнес-партнер Лепса, строитель метро в Сирии и сторонник экстремистов: кто реконструирует дорогу для экспорта угля за 45 млрд рублей
Счетная палата опубликовала результаты очередной проверки — на этот раз ревизии подвергся масштабный проект, реализуемый РЖД: расширение участка Красноярской железной дороги, по которой перевозят уголь из Кузбасса в порты Дальнего Востока. Аудиторы заключили, что госкомпания срывает сроки стройки дороги и неэффективно использует выделяемые на это средства, превышая заложенный бюджет. Daily Storm выяснил, кто занимается реконструкцией магистрали. Что за проект вызвал вопросы у Счетной палаты? Реконструкция магистрали Междуреченск — Тайшет, по которой транспортируется уголь, началась в 2009 году. Со временем проект попал в число наиболее приоритетных для развития экономики, поскольку предусматривал повышение пропускной способности на направлении коридора Кузбасс — Дальневосточный транспортный узел. Сперва РЖД пыталась реализовать его самостоятельно, но уже к 2012-му в госкомпании стали жаловаться на недостаток инвестиционных ресурсов. «С работой железнодорожного транспорта связана экономическая безопасность страны, и без серьезных государственных решений здесь не обойтись», — объяснял тогдашний руководитель Красноярской железной дороги Владимир Рейнгардт решение обратиться за помощью к государству. Общую стоимость программы оценили в 43 миллиарда рублей. Ход строительства линии периодически освещался пресс-службой РЖД: за все время госкомпания успела создать целых 70 рабочих мест для молодых железнодорожников и постепенно увеличивала инвестиции в проект. Все это, однако, не уберегло ее от претензий со стороны госорганов — РЖД обвиняли в некачественном ремонте участков магистрали и запрещали ей вести строительство на участках из-за отсутствия положительных заключений госэкспертизы. По традиции не обошлось без уголовных дел: руководитель Красноярской дирекции по капстроительству РЖД Альберт Ионша дважды попался на злоупотреблении полномочиями (статья 285 Уголовного кодекса). Топ-менеджер заставлял подчиненных подписывать акты о проделанных работах, хотя они не были выполнены. По первому эпизоду Ионша получил полтора года колонии-поселения, по второму — условный срок. Прошлой осенью правительство поручило окончить работы по реконструкции к 2020 году. Незадолго до этого кабинет министров увеличил уставной капитал РЖД почти на 26 миллиардов рублей — как раз для того, чтобы госкомпания реализовала ряд инвестиционных проектов, включая развитие участка Междуреченск — Тайшет. И вот Счетная палата заявила, что техническая готовность восьми объектов составляет менее 50%, еще по нескольким работы даже не начинались. Аудиторы полагают, что их не удастся завершить и к 2023 году. Вдобавок они предупреждают о риске неэффективного расхода бюджетных инвестиций: договоры по ряду объектов заключаются на суммы, которые превышают те, что определены государственной экспертизой. Кто реконструирует магистраль? При проверке инвестпроекта развития участка Междуреченск — Тайшет Счетная палата обращает внимание на стоимость поставки оборудования на объект «Четный парк на станции Иланская». Госэкспертиза установила, что на это уйдет около 700 миллионов рублей, но РЖД заключила договора на 810 миллионов, допустив дополнительные расходы. Конкретно по данному кейсу поставщиком выступало ООО «ТрансСигналСтрой», совладельцем и руководителем которого выступает Сергей Грибанов. Как следует из «СПАРК-Интерфакс», бизнесмен до сих пор числится председателем правления подмосковного отделения общероссийского движения «За государственность и духовное возрождение Святой Руси». Его лидером был доктор технических наук Леонид Маслов, автор книги «Откровения людям нового века», попавшей в список экстремистских. Само движение Верховный суд ликвидировал несколько лет назад. Daily Storm изучил ряд закупок, проведенных РЖД в рамках реализации госпрограммы, чтобы узнать, какие компании еще зарабатывают на господрядах. В выборку попали контракты, стоимость которых превышала 50 миллионов рублей. Их число составляет треть всех заключенных договоров. Один из основных подрядчиков РЖД в проекте по реконструкции Междуреченск — Тайшет — новосибирская стройкомпания «Афина Паллада». С ней госкорпорация от имени дочерней структуры «РЖДСтрой» заключила контракты на 10 миллиардов рублей. В обязанности организации входит строительство железнодорожных путей на перегонах. Все бы ничего, да только «Афина Паллада» — банкрот. Признать ее несостоятельной пытаются еще с 2016 года: она задолжала порядка 1,5 миллиарда рублей перед кредиторами. Недавно суд утвердил мировое соглашение, против которого выступали многие из них. Несмотря на это, служители Фемиды позволили компании возможность восстановиться. В будущем фирма планирует поучаствовать в крупном сирийском проекте — строительстве «легкого метро» в Дамаске на 250 миллионов долларов. Прибыль, которую она получит за пять лет (с 2019-го по 2024-й), оценивается в 1,5 миллиарда рублей. При этом суд учел, что объекты, задействованные в проекте вместе с РЖД, будут распроданы. Судя по данным «СПАРК-Интерфакс», акционерами «Афины Паллады» выступают агентство с точно таким же названием и Гайк Магакелян. Учредителем агентства «Афина Паллада» был известный медиаменеджер Олег Хрипунов, основатель бренда «Телесемь». В 2012 году он погиб при странных обстоятельствах — это признавали сами правоохранители: причиной смерти стало огнестрельное ранение в голову, основной версией следствия было самоубийство. Спустя несколько лет силовики завели уголовное дело об убийстве, но потом переквалифицировали статью на доведение до самоубийства. Семья Хрипунова была уверена, что мужчину застрелили, и добивалась объективного расследования дела. Гайк Магакелян, бизнес-партнер погибшего Хрипунова и ныне конечный бенефициар стройкомпании «Афина Паллада» — личность крайне примечательная. Первые упоминания о нем датированы 2009 годом: украинские СМИ писали, что Магакелян выкупил тогда акции луганского Первомайского механического завода. К 2011-му он стал кандидатом экономических наук — впрочем, «Диссернет» обнаружил, что более половины его кандидатской работы — плагиат. В том же году бизнесмен вошел в состав комиссии по взаимодействию с ОВД и противодействию коррупции Общественного совета при ГУ МВД по Новосибирской области. Это было только начало: в 2014-м Магакелян стал президентом Всероссийской ассоциации пляжных видов спорта, созданной с подачи Олимпийского комитета России, и московским представителем епархии Армянской апостольской церкви. Через год в Кремле предпринимателя наградили международной премией «Согласие» в номинации «Благотворительность как стиль жизни». Ведущей праздничной церемонии была его дочь Кристина. Сейчас некоторые кредиторы строительной компании «Афина Паллада», одного из крупнейших подрядчиков РЖД в проекте, как пишет РБК, уверены: часть активов банкрота выводится под контроль аффилированных с Магакеляном организаций. В списке других крупных подрядчиков РЖД, задействованных при реконструкции магистрали Междуреченск — Тайшет, — акционерное общество «Строй-Трест», входящее в «УСК Мост» Руслана Байсарова, и ООО «Промстрой», бенефициаром которого выступает Инесса Маркова. Бизнесвумен также владеет долей в компании «Инженерный центр информационно-аналитических систем» наряду с Григорий Лепсверидзе, более известным как Григорий Лепс. Кроме того, получили контракты от РЖД на 650 миллионов рублей аффилированные друг с другом красноярские ООО «Управление механизации — 24» и ООО «Стройтрест» с уставным капиталом в 10 000 рублей. Обе организации предоставляют машины и механизмы для строительства путей и монтажных работ. Они связаны через некую Дарью Пасеку, о которой нет никаких упоминаний ни в соцсетях, ни в интернете. «Стройтрест» принадлежит Сергею Баумцвейгеру, частому гостю «Президент-Отеля», который, как ранее замечал Daily Storm, контролирует полная тезка дочери экс-главы столичной полиции Анатолия Якунина. Полмиллиарда рублей на работах с магистралью заработали ООО «Промстрой», существующее на рынке всего четыре года, и основанное Гульнарой Ясаковой, состоявшей в башкортостанском отделении «Справедливой России»; НПО «Трансполимер», которым в свое время владел Борис Капица, основатель экскурсионного сервиса «Трипстер». Ну и, конечно же, не остались в стороне от крупных госконтрактов с РЖД Объединенная строительная компания 1520 короля госзаказа Валерия Маркелова, арестованного в рамках уголовного дела против высокопоставленного сотрудника МВД Дмитрия Захарченко, и ООО «Спецтрансстрой» бывшего заместителя министра строительства и ЖКХ Юрия Рейльяна.