Войти в почту

Илья Дербилов: «Оркестр должен уметь всё»

Прошло около полугода с тех пор, как дирижёр Илья Дербилов возглавил Ульяновский Государственный симфонический оркестр «Губернаторский». Тогда было время строить планы, а теперь – подводить первые итоги... Новые подходы – новые имена С. Юрьев: Илья Николаевич, совпали ли ваши ожидания с реальностью? Сегодня вы можете об этом говорить? И. Дербилов: В целом – да. Перед новогодними праздниками состоялась защита перед губернатором стратегии развития оркестра сроком на пять лет, где изложены планы по расширению репертуара, укреплению материально-технической базы и расширению географии гастролей. Сейчас укрепляются наши связи с Московской филармонией, фестивалем «Другое пространство» – всероссийским конкурсом произведений молодых композиторов для симфонического оркестра. С огромным успехом прошли гастроли в Саранске, а на май запланированы концерты в Ижевске и Воткинске. В ноябре состоятся большие гастроли, которые начнутся в Москве – в концертном зале имени Чайковского. Готова программа, которая будет полностью посвящена творчеству Петра Ильича Чайковского. Солировать будет замечательный скрипач Никита Борисоглебский, недавно получивший звание заслуженного артиста России. А потом начнутся очень значимые для нас гастроли: Москва, Нижний Новгород, вероятно, Кострома, а потом в Вологодской области примем участие в закрытии очень большого фестиваля имени прекрасного российского композитора Валерия Гаврилина. Визитка региона – А как, на ваш взгляд, местная публика оценила «новое звучание» оркестра? – Сейчас практически на всех концертах – полные залы. Например, в новогодние праздники оркестр за 12 дней дал 22 представления для детей, которые посетило 25 тысяч человек. Это были полноценные музыкальные спектакли по мотивам старой доброй сказки «Призрак замка Кентервиль» с участием актёров Ульяновского Молодёжного театра под руководством Алексея Храбскова. Он, кстати, и подготовил сценарий. А музыку из произведений Поля Дюка и Чайковского подобрал и сделал аранжировки Артём Белов, главный дирижёр оркестра народных инструментов. При активном содействии Московской филармонии, в том числе и финансовом, к нам уже приезжали Московский государственный академический камерный хор Владимира Минина, Магнитогорская хоровая капелла имени своего основателя – народного артиста России Семёна Эйдинова, солисты с мировыми именами. 13 января с нашим оркестром выступал замечательный скрипач, один из концертмейстеров венского филармонического оркестра, подлинный эксперт по музыке Штрауса Харольд Крупек. Так что новые подходы и новые имена делают своё дело... – Значит, на работу коллеги ходят как на праздник, а на праздники – как на работу? – Разумеется, когда люди заняты любимым делом, это делает жизнь несколько приятнее... Но надо учесть и то, что примерная норма для оркестра – около 80 концертов в сезон, и мы сейчас расширяем нашу «сферу влияния», не ограничиваясь залами Ленинского мемориала. Выступаем в зале Дворца культуры «Руслан». Подписано соглашение на проведение концертов в зале госуниверситета. Создана камерная версия оркестра – специально для выступлений в залах, куда весь состав просто физически не поместится, в том числе в районных домах культуры. – После прошлогоднего турне по Японии оркестр за рубеж не выезжал? – Мы, естественно, активно занимаемся перспективной программой зарубежных гастролей и рассчитываем, что начнутся они в будущем году. На недавней встрече коллектива с губернатором Сергей Иванович высказал пожелание, чтобы оркестр стал визитной карточкой Ульяновской области, одним из его символов. Например, гастроли оркестра в Японии помогли заключить несколько очень важных партнёрских соглашений региону. Очень важно, что мы сейчас полностью оправдываем надежды, которые возлагают на нас наши партнёры, престиж нашего оркестра уже сейчас очень высок и продолжает расти. – Помнится, вы говорили, что собираетесь делать ставку на оригинальность, в том числе в репертуаре. – Я ещё раз повторю, что оркестр должен уметь одинаково хорошо играть абсолютно всё – и классическую музыку, и популярную эстрадную, и джаз, а также владеть оперным стилем. Практически все эти направления нашли воплощение в нашей новогодней программе, в итоге получился потрясающий концерт. Совершенно уникальным был концерт 26 января, посвящённый очередной годовщине освобождения Ленинграда от блокады. Обычно принято на концертах, посвящённых этой дате, исполнять Ленинградскую симфонию Шостаковича, но я решил отойти от этого стереотипа, потому что захотелось показать не столько трагизм события, его пафос. Да, эта симфония, конечно, производит неизгладимое впечатление. Карл Ильич Элиасберг, который дирижировал оркестром в блокадном Ленинграде, рассказывал, что через много лет после окончания войны к нему после концерта подошёл немецкий турист. Он рассказал, что после трансляции симфонии по радио из осаждённого города он при первом удобном случае сдался в плен, потому что понял: народ, который создаёт такую музыку, победить невозможно. Я решил обратиться к памяти о тех людях, которые не пережили блокаду. И мы выстроили концерт так, что первое отделение представляло собой единую литературно-музыкальную композицию, и пригласили народную артистку России Кларину Ивановну Шадько. В программе было заявлено адажио Сэмюэля Барбера, очень известное и очень грустное произведение, и кантата Танеева «Иоанн Дамаскин», которую ещё называют «Русский реквием»... Погружаясь в тему, я понял, что будет недостаточно просто исполнить музыкальные произведения, и перелопатил огромное количество стихов, посвящённых блокаде, и выбрал не пафосные произведения о величии подвига, а те, что раскрывают боль ленинградцев, их чувства и переживания. Так что стремление к оригинальности проявляется не в том, чтобы понравиться публике любой ценой, а требует серьёзного творческого поиска. Звёзды сойдутся в марте – Приближается 57-й фестиваль «Мир, Эпоха, Имена...». Чем он нас удивит? – Я могу отвечать лишь за ту часть программы, где задействован наш оркестр. Фестиваль открывается 2 марта оперой «Евгений Онегин», в которой будут выступать солисты ведущих московских оперных театров. Вообще-то, программа фестиваля построена так, что в ней будут участвовать музыканты из очень многих стран, и наш оркестр представит замечательного канадского композитора Аллана Гиллилэнда, который в основном пишет джазовую и эстрадную музыку. С его творчеством мне удалось познакомиться около четырёх лет назад, и оказалось, что он создаёт совершенно уникальные композиции, например, концерт для двух арф с оркестром, очень красивый джазовый концерт для кларнета с оркестром. 8 марта выступит дирижёр из Рязани Сергей Оселков, известный тем, что делает множество развлекательных программ. Это как раз то, что надо к такому замечательному празднику. 29 марта с эстрадной программой выступит Лариса Долина, её выступление будет сопровождать известный дирижёр Фабио Мастранджело – итальянец, который сейчас руководит музыкальным театром в Санкт-Петербурге. А 31 марта оркестр примет участие в концерте, посвящённом 50-летию Димитровградского музыкального колледжа, откуда вышло много прекрасных музыкантов, в частности, Михаил Казаков – заслуженный артист РФ, ведущий солист Большого театра России; Роман Байлов – солист Ставропольского государственного театра оперетты (он, кстати, примет участие в концерте) и другие. На юбилей приглашены выдающиеся выпускники колледжа. 7 апреля фестиваль закроется концертом хора Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга под руководством моего учителя Владислава Александровича Чернушенко. Звучать будут произведения Свиридова. Всего за время фестиваля оркестр будет участвовать в шести концертах. Это очень много, поскольку каждый из них требует серьёзной подготовки. Но настрой в коллективе сейчас достаточно позитивен, у нас сложилась атмосфера взаимопонимания, и музыканты готовы к напряжённой работе.

Илья Дербилов: «Оркестр должен уметь всё»
© АиФ – Ульяновск