Войти в почту

Подорожание услуг ЖКХ не остановить

Рост тарифов на услуги ЖКХ — абсолютный лидер (89% респондентов) среди факторов, оказывающих сегодня наибольшее влияние на повседневную жизнь россиян. На втором месте — рост акцизов на дизельное топливо и бензин (76%), на третьем — повышение ставки НДС (73%). Эти результаты дал опрос, проведённый порталом Rabota.ru. В свою очередь, News.ru попытался разобраться, почему проблемы, связанные со сферой комуслуг, годами вытесняют из умов людей другие бытовые, социальные и экономические неурядицы. И почему для кого-то они становятся подлинной бедой. Ранее правительство одобрило инициативу Минэкономразвития, предусматривающую двухэтапную индексацию тарифов ЖКХ: 1,7% с января и 2,4% с июля 2019 года. Необходимость этой меры в ведомстве объяснили повышением НДС с 18% до 20%, из-за чего у коммунальщиков вырастут расходы, которые они не смогут сразу включить в счёт платы населению. С решением категорически не согласилась Федеральная антимонопольная служба: по словам главы ФАС Игоря Артемьева, во многих субъектах РФ тарифы на комуслуги уже превышают экономически обоснованные. А как же субсидии Вместе с тем, региональные власти не могут гарантировать, что в местных бюджетах предусмотрены средства на выплаты компенсаций на оплату услуг ЖКХ. Соответственно, основная нагрузка при повышении тарифов ложится на население, при этом поэтапность не играет значимой роли, отмечает председатель президиума ассоциации ТСЖ Ростовской области Сергей Атаманенко. «Субсидии зависят от бюджета, — напоминает он. — Если Ростовская область получит дополнительные доходы, возможно, она что-то сделает. Но больше половины страны — дотационные регионы». Муниципалитет должен быть богатым, в противном случае ни о каких социальных компенсациях, обусловленных в том числе новыми тарифами ЖКХ, говорить не приходится. Это простейший закон экономики: ресурсы можно распределить тогда, когда они имеются в наличии, заметил в комментарии для News.ru аналитик «Открытие брокер» Тимур Нигматуллин. Высокая доля в потребкорзине «По данным Росстата, доля тарифов на комуслуги в структуре потребительской корзины составляет 9,9%. Это самый высокий вес из всех присутствующих в индексе категорий, на втором месте — продукты, с показателем 9,3%. Соответственно, это очень значимый элемент ежемесячных расходов домохозяйств: даже если тарифы ЖКХ растут вровень с инфляцией (около 4−5%), сам по себе этот рост в номинальном выражении крайне ощутим», — поясняет Нигматуллин. Ко всему прочему, продолжает эксперт, услуги ЖКХ предоставляются в основном компаниями или ТСЖ, которые занимают монопольное положение на рынке. И когда они повышают тарифы, люди вынуждены с этим мириться: уйти к конкурирующим фирмам не суждено из-за отсутствия таковых. Соответственно, такого роста услуги имеют склонность к росту стоимости, причём с опережением инфляции. Заколдованный круг В стране сложилась система, перекошенная в сторону интересов управляющих компаний и прочих поставщиков услуг, считает главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах. По его словам, при установленном федеральным законодательством максимуме расходов на ЖКХ в 22% дохода семьи многие домохозяйства под разными предлогами не получают полных субсидий и входят в заколдованный круг долгов и отключений услуг. Между тем, в своё время эта сфера в России активно субсидировалась, а тарифы были заниженными. Табах ссылается на опыт ряда стран (например, ЮАР), где право на доступ к воде, электроэнергии и т.д. закреплено в Конституции за каждым гражданином. Есть гарантированный минимальный объём услуг, который предоставляется безвозмездно для обеспечения социальной справедливости и снижения усилий по взысканию долгов. Сегодня сектор ЖКХ — лидер по числу убыточных структур, причём в основном муниципальных. Никаких иных способов хоть как-то улучшить его состояние, кроме тарифной политики, в России не придумано, указывают специалисты. Соответственно, нас ждёт дальнейший и весьма серьёзный рост цен на комуслуги. Ситуацию усугубляет высокий уровень коррупции в ЖКХ, низкое качества управления проектами, отсутствие сколько-нибудь масштабных инвестиций в эту сферу, сокращение реальных доходов населения. «Компании ЖКХ вполне могли бы поработать над эффективностью и компенсировать выпадающие работы, а не пытаться урвать как можно больше у потребителей», — говорит руководитель Центра общественного контроля ЖКХ Ленинградской области Сергей Худяев. С управляющими компаниями нужно разбираться А, по мнению исполнительного директора национального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль» Светланы Разворотневой, нужно уходить от практики повсеместного повышения тарифов и отдельно разбираться с каждой управляющей компанией. По её словам, не все предприятия коммунального комплекса платят НДС, определённая их часть пользуется упрощённой системой налогообложения. Прогнозы неутешительны: по итогам 2019 года плата за ЖКХ фактически увеличится на 6,1% плюс стоимость новой коммунальной услуги «вывоз мусора». Ранее, напомним, сбор и вывоз бытовых отходов рассчитывался на основе площади жилья. Теперь ценообразование построено на количестве проживающих в квартире человек. Причём по регионам разброс очень большой. Например, семье, которая проживает в Туруханской экономической зоне в Красноярском крае, придётся платить за вывоз мусора 13 тысяч рублей в месяц. При этом, по данным Красноярскстата, средняя зарплата в регионе составляет около 44 тысячи рублей, а средний размер пенсии — 14 тысяч рублей.

Подорожание услуг ЖКХ не остановить
© News.ru