Персональная фотовыставка посла России в ЮАР проходит в Йоханнесбурге

ПРЕТОРИЯ, 6 февраля. /Корр. ТАСС Александр Панов/. Персональная фотовыставка посла России в ЮАР Михаила Петракова проходит в йоханнесбургской галерее-студии при театре "Маркет". Экспериментируя с техникой съемки и цифровой обработки снимков, автор фиксирует свой взгляд на ускользающих от глаз в повседневной жизни "лейтмотивах реальности" - именно так озаглавлена представленная им новая коллекция. Тяга к искусству - традиция российской дипломатии Увлечение искусством вообще свойственно для представителей российской дипломатической школы с давних времен, подчеркивает Петраков. Классические примеры, сразу же всплывающие в памяти - драматург Александр Грибоедов и поэт Федор Тютчев, находившиеся на службе в Коллегии иностранных дел Российской Империи. Другой выдающийся, хотя и менее известный широкой публике дипломат Андрей Разумовский во время службы в Вене покровительствовал местным музыкантам, сам играл на скрипке и водил дружбу с самим Бетховеном, который посвятил ему свои Пятую и Шестую симфонии. А российский посланник в Саксонии Герман Карл фон Кайзерлинг заказал Иоаганну Себастьяну Баху ставшие впоследствии знаменитыми Гольдберг-вариации для клавесина. Многие нынешние российские дипломаты, включая министра иностранных дел Сергея Лаврова, пишут стихи, которые публикуются в специальных поэтических сборниках. Михаил Петраков выбрал в качестве творческого хобби фотоискусство и уже добился определенных успехов. Нынешняя выставка работ российского посла в Претории - уже четвертая по счету. Первая, приуроченная к 25-летию установления дипломатических отношений между Россией и ЮАР, прошла в 2017 году в МИД в Москве. Затем были две в Южной Африке - в Грэхэмстауне и Кейптауне. "Лейтмотивы реальности" - это и хронологически, и концептуально новый материал, по технике исполнения находящийся уже где-то на стыке фотографии и изобразительного искусства. "Поскольку каждая ситуация, в которой мы находимся, звучит как оркестр звуков, линий, теней, запахов, то в нем можно выделить два-три инструмента, которые исполняют лейтмотив. Обрабатывая фотографию, я выделяю эти лейтмотивы, находя в каждой такой ситуации свою внутреннюю гармонию", - объяснил корреспонденту ТАСС дипломат. В некоторых работах автор добивается необходимого эффекта, доводя композицию снимка до минималистичного изображения нескольких линий, как, например, в случае с контурами листьев куста агавы. В других - внимание концентрируется на геометрической правильности современного городского пейзажа, или внутреннем мире человека, который передают случайно заснятые сцены повседневной жизни на улицах мегаполиса. Приглушив на снимке все второстепенные детали, можно оценить совершенство силуэта летящей над океаном птицы, или неожиданно увидеть молчаливый разговор двух сидящих друг на против друга в городской суете людей. По определению автора фотовыставки, это и является лейтмотивами окружающей нас реальности. Фотохудожник поневоле По признанию самого Петракова, эти эксперименты с художественной обработкой снимков являются отчасти вынужденным поиском доступных средств для творческого самовыражения, ведь совмещать работу посла с хобби фотографа оказывается настолько же удобно, насколько и тяжело. С одной стороны - интересные командировки открывают возможность для того, чтобы, воспользовавшись случаем, отснять оригинальный материал. С другой - напряженный график таких поездок практически не оставляет времени на подбор правильного света или поиск ярких сюжетов, поэтому приходится довольствоваться тем, что окружает тебя в данную минуту. Однако, как выясняется, обладая современными техническими средствами и творческой фантазией, с этим материалом тоже можно успешно работать и создавать на его основе настоящие произведения искусства. Поэтому любимый Nikon 850 с набором объективов за последние годы стал таким же неотъемлемым атрибутом рабочих поездок российского посла, как классический костюм и зубная щетка - без него теперь никуда. Один из любимых объектов для съемки Петракова - Русский православный храм преподобного Сергия Радонежского в Мидранде. На выставке представлена целая серия работ с изображением его внешнего вида и внутреннего убранства. Особенно выразительный снимок со стоящим у входа в храм настоятелем, иереем Даниил Луговым, погруженным в размышления. Проникающие сквозь дверной проем лучи солнца и отбрасываемые тут же дверями на пол тени создают контраст, обостряющий спиритуалистическое восприятие сюжета и композиции кадра. Еще один источник вдохновения дипломата и фотографа - цветущие южноафриканские жакаранды, в октябре-ноябре наполняющие улицы местных городов изумительным лиловым сиянием. "Сколько я не пытался сфотографировать дерево, отдельную ветку или цветок - у меня вначале не получалось передать то буйство красок и те ощущения, которые переполняют человека при их созерцании. В конце концов я решил отойти от реализма и с помощью достаточно простого приема попробовать поснимать жакаранды в импрессионистском стиле", - делится своим опытом Петраков. Секрет достаточно прост: задать большую выдержку при минимальной светочувствительности и при съемке вращать объектив, изменяя таким образом фокусное расстояние.