Вечеринки на «быках», немного Ямайки и «шашечка»: Прошлое и настоящее калининградского ska

Но для начала небольшой скачок к истокам вместе с калининградским организатором ska-концертов Аркашей., Аркадий Баранов, музыкант, участник ska-коллективов Das Königsberg Ska Jazz Ensemble, Dis-Ney cоорганизатор концерта SKAMPARARAS (15 февраля), Skа как музыкальный жанр появился в середине ХХ столетия среди населения Карибского бассейна как, в первую очередь, вид танцевальной музыки. И лишь к 1964 году в Нью-Йорке на всемирной выставке в качестве музыкального символа Ямайки выступали исполнители ska. От своих жанровых ровесников стиль ска отличался смещённой сильной долей (cильная доля — кульминационный момент, характеризуется выделением громкостью ноты в отдельно взятом такте — ред.), не такой, как привычно было слышать белому человеку, и партией гитары, которая «чесала» всегда слабую долю... Отсюда, кстати, и название пришло: «Ska, ska, ska». Музыка ska стала лейтмотивом рабочего класса Англии с 1969 года, когда work class выделился в отдельную субкультуру, имеющую свой стиль, особенный взгляд на ценности и сохранение традиций., В нашу страну ska дошёл лишь в 90-х уже в виде третьей волны, вместе с более современными или набирающими актуальность на то время подвидами рок-н-ролла. Поэтому России он больше известен именно как ska-punk. Как термин, ska-punk возник, конечно, раньше, в 1989 году в США. А нас достиг спустя почти 10 лет. Несмотря на то, что Москва и Санкт-Петербург всегда тепло принимали культурные тенденции, поэтому, как правило, опережают города поменьше, Калининград сумел отличится в этом вопросе, заимев в своём списке такие коллективы, как Рас-Клад, Мистические вибрации корней, Dis-Ney, Crossbone, Паровоз. И если первые два к ska-punk отнести очень и очень сложно (скорее, образом жизни), потому что концептуально они ближе всё-таки к реггей и раста культуре, то следующие представители вняли в себя все красоты и особенности жанра!, Особенное внимание стоит уделить смысловой нагрузке творчества выше перечисленных коллективов. Спектр затрагиваемых в текстах тем весьма обширен — от комично-карикатурных до острых социальных, возможно, личных, мечтательно-философских и утопично позитивных. Беря во внимание такой искренний авторский подход, ska-punk органично вписывается в социальную среду и оттого не перестает быть актуальным и в наше современное время., Ska-концерты должны ассоциироваться с позитивом, друзьями, отдыхом и приятным времяпрепровождением. Наверное, поэтому мы до сих пор так увлечены этим стилем, участвуем в мероприятиях и организуем их сами. Например, 15 февраля впервые в Калининграде выступит польская банда Skampararas. Эти ребята — одна из самых известных и старейших европейских ska-punk групп. Она образовалась в 1997 году в городке Ястшембе-Здруй. Музыканты — участники огромного количества европейских фестивалей; делили сцену со многими известными бандами и, стоит добавить, что неоднократно бывали в России. На сегодняшний день Skampararas — одна из лидирующих ska-punk групп Польши, да и не только. Кстати, для друзей и всех, кто разделит с нами атмосферу праздника в этот день, мы приготовили различные подарки. На концерте будут диски польской группы, специальная цена на посещение мартовского концерта группы Distemper и другие сюрпризы, которые мы раскроем позже., Александр [Шмель] Гулин музыкант, участник ska-коллективов «Паровоз», Das Königsberg Ska Jazz Ensemble, Dis-Ney соорганизатор концерта SKAMPARARAS, Из ямайского ska вышел rocksteady, reggea, dub и rap. Аутентичный саунд original ska можно проследить с 1963 года — в записях легендарных The Skatalites (они, между прочим, до сих пор играют). Не могу сказать, когда появился ska в Калининграде. То, что играет группа Dis-Ney, можно отнести к третьей волне музыки ska (скоростная слабая доля, ритмичные, агрессивные и быстрые рифы и ударные). А теми, кто звучал в духе оригинального ямайского ska, являлась группа Рас-Клад. Предыстория её появления отсылает нас к 1992 году, в интернете можно найти по этому поводу вот такие сведения: «Первая попытка создания реггей-коллектива была предпринята в 1992 году лидером группы Игорем GUM Ивановым. Коллектив носил название KAYA СLUB, что означало «Клуб любителей марихуанны». В его состав входили три человека: Игорь GUM Иванов — вокалист, ритм-гитарист; Дудников Павел — лидер, гитарист; Александр БЯША Мамченко — басист. Огромное влияние на группу в тот период оказало творчество калининградской группы Комитет Охраны Тепла. Таким составом группа просуществовала вплоть до 1996 г. Публичных выступлений у коллектива KAYA CLUB не было. В сентябре 1996 года произошли изменения в составе, т.к. была сменена репетиционная база. Вдохновителем идей, как и прежде, был GUM. С новым составом пришло и новое название UP-STREAM, что означало «против течения». Помимо GUMа в новый состав входили: Ахтырцев Евгений — басист; Кучин Юрий — клавишник; Бубнов Алексей — ударник; Меньшиков Сергей — лидер, гитарист. Данным составом группа дала несколько публичных выступлений…» (продолжение можно почитать вот здесь). , А в 2007-08 годах Калининград утопал в чёрно-белой клетке: Dis-Ney, Crossbone, ХПЛУ, A-9, Трактор 22, Листья Кактуса, Дети Бородатого Безумца! Тусовались тогда в «Бумбежке», на ДКР, в легендарном «Барабасе», он же «Пыль Винила», он же «Сталкер» и т.д. Какие-то серьёзные темы не возникали в наших головах, нас покорил и захлестнул энергетический ураган, танцевальный шквал и магия слабой доли. Мы играли панк-рок с пацанами, а потом услышали Дистемпер. Ещё с тех времён я для себя понял: хочешь движухи — бери и делай, вот мы и делаем. Играем музыку, которая нравится нам самим. Смешиваем самые невероятные танцевальные ритмы, когда творим: ska, rocksteady, reggea, dub, salsa и так далее. Несправедливо, что люди танцуют и радуются жизни только под искусственную синтетическую музыку, а старые добрые танцы канули в лету. Мы стараемся исправить эту несправедливость., Алекс Фин завсегдатай ska-концертов, меломан , Первые ska-punk группы, творчество которых я услышал, были Reel big fish и Suicide machines. Панковал я где-то с 1993 года и относился к панку вдумчиво. Меня никогда не прикалывали плевки друг другу в лицо и прочие гавнопанковсие выходки. Мне была интересна сама музыка, философия и так далее. В середине 90-х, а может быть и раньше, стала культовой во всей России наша калининградская группа К.О.Т. Она тогда была на слуху, в Кёниге обитали растаманы, и мне, как панку, не особо нравилось растафарианское рэгги, хотя у «Комитета» были песни, выделяющиеся более быстрым ритмом. И они немного цепляли., Когда я взялся копать вглубь и вширь панка, у меня стали появляться редкие записи. И, например, на стрит-панк и oi сборниках иногда мелькали песни, отдалённо напоминающие рэгги. Я тогда не очень понимал, как может довольно агрессивная подача стритпанка перемешиваться с каким-то там рэгги. Только потом я узнал, что это были олдовые записи скинхед рэгги и первой волны ска. И сборники были скиновские (традиционная музыкальная культура skinheads не имеет ничего общего с насилием — прим. ред.). Также у нас стали появляться сборники punk-o-rama. Это уже американский панк, ну а там присутствовали Rancid, Nofx и т.д. Я стал искать и находил альбомы этих групп. Объясню, что тогда было «находить» — либо тебе в руки попадала десять раз переписанная кассета с записью, и тебе опять же надо было её пeреписать (а с каждой перезаписью качество терялось, частенько приходилось слушать моно). Или ты заказывал или покупал в Польше фирменную кассету — тогда это было что-то! Ещё в Калининграде был магазин, который возил на заказ диски. Так вот, мы первый альбом Rancid заказывали на диске, а проигрывателя для дисков ни у кого из моих корешей не было, приходилось искать среди знакомых музыкальный центр, чтобы перезаписать на кассеты. А вот в конце 90-х как раз пошла новая волна панк-рока, а вместе с ним американцы стали примешивать элементы ска в свою музыку, некоторые в стёб делали, а кто-то попытался создать что-то интересное, и у них получилось. У кого-то более талантливо, у кого-то менее… Когда я поступил в универ в 1997 году, уже имел представление о ска-панке и ска-коре. А это считается 3-й волной ска. Вот я начал подсаживать своих друзей на ска-панк. Кстати, получилось! , Уже в начале 2000-х появилось чуть более молодое поколение панков, которым тоже было интересно копаться в музыке, а не нюхать клей в подвале. Вот тогда я познакомился с будущим составом группы Dis-Ney. И получилось так, что мои интересы в этой сфере совпали с их. Не могу сказать, что это я подсадил Вэла и Костяна (участники группы Dis-Ney — прим. ред.) на ска-панк, но кругозор в этом плане расширил. Хотя они могут иметь другое мнение по этому поводу. Что касается тусовки, сложно сказать. Как по мне, её не было. Были панки, которые интересовались музыкой и захотели выйти из каких-то шор. Что у Dis-Ney неплохо получилось, ибо в коллективе были и есть талантливые ребята (у минимум половины из них высшеее музыкальное образование!), а это дорогого стоит — когда панк умеет рубить джаз на контрабасе!, В одежду пытались какие-то элементы привносить, типа шляпы porkpie, или надеть мартенсы с подкатанными джинсами и пальто.... У меня с тех времён остались levis sta-prest (их, вроде, уже не выпускают), я их подкалывал булавками и носил с мартенсами, а сверху надевал олимпийку или свитшот с клетчатой рубашкой. Было очень весело заваливаться в таком виде в клуб «Универсал» на рэйв или что-то ещё, смотрели на тебя как на придурка! В основном гоняли по панку, в ход шли милитари, cargopants, кеды или тапки скейтовые. Летом — довольно широкие шорты по колено или чуть ниже, обязательно — высокие белые махровые носки. Ну, короче, калифорнийский панк. Свободная рубашка... Толстенная цепь от собачьей удавки. Опять же, на стыке 90-х и 00-х, ты в любой момент мог получить в свой адрес настойчивую просьбу «пояснить за шмот» и огрести за прикид либо от гопников, которых было полно, либо от околотипабандюков («Бригада», ёпти, была популярна) за прикид. Так что одевались больше практично, чем стильно. Ну а в музыке калининградской что? «Дисней» прочно занял позицию ска-панк группы Кёнига. Потому как, кроме них, не особо кто-то ещё играл в этом стиле. Например, какое-то время «Город собак» делали что-то с элементами ска, а потом развалились. Когда «Дисней» зазвучал, то появились такие группы, как А9 и Crossbone. Уже хорошо, можно было устроить какой-никакой минифест в «Атлантике»... Из чужих приезжал периодично «Дистемпер». А ещё помню прикольных прибалтов Dr. Green. На памяти ещё 1st summer fest с кучей крутых групп, среди которых были гранды St. Petersburg ska-jazzreview. Ну и Inner Circle понравились на джаз-фесте. После их выступления остальные годы выглядят как-то серенько., Мода приходит и уходит. А есть стили, которые не умирают. Они притихают, а потом опять звучат! Сложно сказать, что сейчас плохое время для панк-рока и ска. Я без этой музыки не представляю своей жизни. Моя трёхлетняя дочурка с удовольствием слушает со мной сборники Trojan и всяких Specials или Madness... Не уверен, что она будет интересоваться ей, когда будет постарше... Посмотрим. Опять же, молодёжь сейчас слушает хип-хоп новой волны, но ведь это попс, а попс всегда был, и основная масса потребляет то, что «не напрягает слух». Пусть они этим занимаются, как люди делали это испокон веков, мне всё равно. Вокруг меня живут мои друзья, которые не «жрут» всё подряд. И это такой живой «буфер», который защищает от внешнего воздействия моего внутреннего маленького панка! , Максим Курдюков, завсегдатай ska-концертов, Я влился в ска-тусовку лет десять назад, как раз в это время выпал из родительского гнезда и переехал из Светлого в Калининград. В неформальной тусовке моих сверстников ска стал просачиваться как протест против моды на плаксивых ребят в чёрно-розовых одеждах. Так сказать, позитивом поперек негатива. Первой вечеринкой, на которой я услышал ска, для меня стал концерт на городском празднике в Светлом, где выступала группа Dis-Ney и выступление Crossbone в Доме культуры. Было ничего не понятно, зато весело. Ну и потом понеслись фестивали, тусовки, вечеринки. Забавляли ещё группы Дети Бородатого Безумца и Трактор-22, которые исполняли в основном что-то саркастичное и юморное., Мне кажется, никого ничего не волновало, кроме музыки, угара и молодости. Жизнь была в стиле no future. О, это было божественно! Мы ходили в скейтерских кедах с толстыми разноцветными шнурками, носили балахончики и футболки с различными группами, арафатки и кепочки в чёрно-белую шашечку. Я тогда полюбил музыку группы Dis-Ney, познакомился с ребятами, принял участие в съёмках клипа на песню «Всё супер». Клип почти нигде не появился, но опыт общения с ребятами постарше привел меня к осознанию, что же такое ска-культура. Такие тусы зажигают в моём сердце свет и ощущение любви к миру. Сейчас со ска-тусовками в городе всё так, как надо, и даже лучше, но меньше людей приходит и, соответственно, меньше вечеринок. А Дистемпер в этот раз приезжают прямо в мой день рождения! , Владимир [Вэл] Силиневич вокалист первой ska-punk группы Калининграда Dis-Ney, Калининград всегда был площадкой, где перемешивались культуры, мысли и люди. Люди, которые сюда приезжали, несли частичку своей культуры, и когда-то давно ими было на нашей земле посеяно позитивное зерно регги-культуры и ска. Сперва слабую долю (ритмическая особенность, характерная для регги и ска — прим. ред.) здесь переняла регги-панк группа Комитет Охраны Тепла (первый отечественный коллектив, который начал исполнять регги — прим. ред.), потом кто-то пытался тоже подхватить это направление, но оформилось оно во что-то, имеющее все признаки ска, в начале нулевых. В 2001-м образовался наш коллектив Dis-Ney, с которым мы попробовали играть музыку с использованием духовых. Участники коллектива слушали совершенно разную музыку – кто-то панкуху, кто-то джаз, кто-то «Алису», кто-то Distemper... Также мы слушали много английской, европейской и ямайской музыки. И, наверное, это дело случая, что «медь» вошла в наш репертуар. Как-то на репетиции один из наших музыкантов (нас тогда было 9) сказал, что у него есть знакомый трубач. Нас и так толпа, почему бы не взять ещё одного оголтелого? Это был Саня Трубач, мы подготовили с ним трек, сделали презентацию на «быках», и он зашёл на ура — это было ново, свежо, прекрасно! Помню, в то время была лютая волна героина, которая захлестнула регион. У нас тогда сторчалась половина посёлка (речь про поселок Космодемьяновский, — прим. ред.), каждый второй подросток или нюхал, или лупил по ветке. В нашей компании на иглу подсела добрая половина. Меня и моих товарищей спасла от этого музыка. И трек, в котором впервые появилась труба, как раз был про вред наркотиков. После удачного эксперимента с трубой мы начали внедрять духовые, приглашать саксофониста, которым был, кстати, барабанщик группы BOOM Сид. Музыка ска сама нашла нас и сказала: «Ребята, давайте вы будете меня играть, а вот вам и Саня, который подыграет на трубе». Наверное, это и были первые ска-вечеринки, приближенные по звучанию к привычному нам ска. В качестве одежды, соответствующей выбранному направлению, нам служили джинсы, облитые отбеливателем, чёрно-белая клетка, которую мы везде искали. Иногда выклянчивали флаги, которые используются при автогонках, и носили их как банданы. Забавно это всё было. Мерч либо привозился кем-то из-за границы, либо мы его пытались выискивать в секонд-хендах и барахолках, что-то изобретали сами. Темы волновали те же, что и всех остальных подростков. Например, отсутствие денег, которые тратились, в основном, помимо инструментов и струн, на вкусное пивко, а под него топтать танцпол было веселее. А в основном наши умы занимало несовершенство этого мира, — хотелось его перевернуть с ног на голову. Казалось, что ты способен изменить мир кардинально, сделать лучше, светлее, замечательнее. Это потом уже, с годами, приходит осознание, что нужно менять себя, и тогда вокруг тоже будет что-то меняться. Но в то время мы действовали совершенно иначе. Не могу сказать, что я вливался в ска-тусовку, потому что она сама в меня влилась. Когда начинаешь заниматься музыкой, она формирует тебя как личность через все музыкальные вибрации и злободневные темы, которые свойственны этому направлению. В целом ска — это музыка солнца, счастья, танцев, и именно мы были одними из тех, кто создал ска-тусовки в Калининграде. Звучит, конечно, вы#бисто, но что поделать. Сейчас приходишь куда-нибудь, а люди не объединены одной идеей, они не на одной волне. Каждый пришёл со своей целью — кто-то накидаться, кто-то снять девчонку, кто-то — мальчишку. А когда приходишь на ска-концерт, понимаешь, что это одна семья, где каждый друг друга знает и рад друг другу, и которая живёт в своём прекрасном мире, где, по сути, происходят все те же самые передряги, как и у всех, но отношение к ним совершенно другое. , Время всегда будет меняться, а с ним и нравы и взгляды, но хорошая классическая музыка останется и будет жить десятилетиями. Вся история цикличная, повторяется, и уверяю вас, через какое-то время ска-музыка снова станет популярна. Любая ска-банда 60-70-х прекрасна к прослушиванию, также советую обратить внимание на коллектив jaya the cat., Если вам импонирует ска-культура и вы хотите ей проникнуться, не пропустите концерты 15 февраля и 3 марта. А для тех, кто не испугался #многобукв, первыми узнают о нашем сюпризе: буквально на днях мы разыграем проходки на концерт Skampararas в инстаграме (@tvoybro_tvoybro) и ВК, подписывайтесь на нас в соцсетях, чтобы не прощёлкать!

Вечеринки на «быках», немного Ямайки и «шашечка»: Прошлое и настоящее калининградского ska
© Tvoybro.com