о скандалах вокруг вручения кинонаграды «Оскар»

«Теперь осиротела церемония. Возможно, только на этот год, но событие-то важное. Последний раз церемонию проводили без ведущего ровно тридцать лет назад. И ту церемонию до сих пор считают самой неудачной за всю историю. Если слишком долго играть в демократию, она превращается в тоталитаризм — в тотальную власть той группы, которая узурпирует право на свою непогрешимость. Сегодня это право принадлежит всякому, кто почувствует себя обиженным. И право это немедленно реализует». Церемония вручения премий Американской киноакадемии «Оскар» в 2019 году пройдёт без ведущего. Им было назначили темнокожего артиста-комика Кевина Харта, но ему пришлось уйти, да ещё со скандалом. Казалось бы, темнокожий, любит шутить, артист — значит, свой. Идеальная кандидатура — трудно найти более «безопасный» вариант, если смотреть через стерильную призму политкорректности. Не не получилось. Оказалось, Кевин Харт десять лет назад шутил в Twitter. Комик же — и шутил бы на здоровье. Ведь он же темнокожий комик! Он же может шутить о чём угодно. Он даже может употреблять то, что в американском английском называется n-word (совершенно неприемлемое в западном мире обозначение чернокожего). Но он шутил о геях. И тут публика застыла с открытыми ртами — это ошибка, которой не прощают. Ты, конечно, комик. Но знай свой шесток! О геях тебе шутить нельзя. Для этого тебе нужно быть геем! А как может быть ведущим церемонии «Оскар» человек, который шутит о геях, но сам при этом геем не является? Возмутительно. Шутки эти десятилетней давности нашли в тот же день, как только Харта назначили ведущим, стали писать, мол, покайся. Он покаялся. Но в этом царстве обиженных есть одно правило: начал извиняться — затопчут в лепёшку. И пришлось артисту отказаться от почётной роли — вести церемонию и шутить. Шутки, надо отметить, были довольно плоскими. «Если мой сын захочет поиграть с кукольным домиком, я разобью этот домик ему об голову». С другой стороны, а что вы хотели от стендап-комедианта? Возможно, в какой-то расслабленной обстановке небольшого ночного клуба, на фоне занавески и в луче прожектора, среди подвыпившей публики это было бы и смешно. А так — не очень. Неудачная шутка, мелочь медийной жизни, цена твиту — копейка в базарный день. Но нет! Под объявлением о том, что артиста назначили ведущим, собралось настоящее заседание особенно ответственных и безжалостных комсомольцев из парторганизации «Преисподняя». — Академия действительно наняла эту гомофобную скотину на роль ведущего? — Омерзительно! — Я не верю своим глазам! И вот теперь осиротела церемония. Возможно, только на этот год, но событие-то важное. Последний раз церемонию проводили без ведущего ровно тридцать лет назад. И ту церемонию до сих пор считают самой неудачной за всю историю. Если слишком долго играть в демократию, она превращается в тоталитаризм — в тотальную власть той группы, которая узурпирует право на свою непогрешимость. Сегодня это право принадлежит всякому, кто почувствует себя обиженным. И право это немедленно реализует. Скажем, с фильмами, которые номинируются на премию, всё тоже не так просто. «Чёрная пантера» — первый фильм о темнокожих супергероях. Он возник отчасти на основе претензий: почему все супергерои белые? «Зелёная книга» — приключения темнокожего музыканта в условиях слабеющей расовой сегрегации в США в начале 1960-х годов. Шутки о любви темнокожих к жареной курице, раздельные туалеты, предрассудки и счастливое их развенчание. «Чёрный клановец» — фильм о том, как первый темнокожий полицейский в небольшом городке расследует готовящуюся вооружённую акцию расистской организации ку-клукс-клан. Это всё какая-то масштабная попытка преодоления не самого расизма, но комплекса, заставляющего бояться обвинения в этом расизме. Нужно обязательно затронуть эту тему, как-то — хоть бы и косвенно — покаяться. На премию претендует и фильм-байопик о Фредди Меркьюри «Богемская рапсодия». Тут уж всё и вовсе красиво. Фильм этот, как вы знаете, просто бездарен — есть ощущение, что снимали его как курсовую работу, причём даже не студенты, а школьники. Там нет общезначимого конфликта, нет реалистичных героев, нет творческих мук и ожесточённых споров, которые, в общем-то, являются подлинной основой истории всякого гения. В этом фильме по-настоящему важный сюжет — разговор героя с мирозданием — заменён на локальную проблему каминг-аута и возможности сообщить обществу о своей болезни. В целом это фильм, в котором рассказывается о том, что геем быть не стыдно. Но зачем же так упорно это постулировать? Не стыдно, и ладно. Вопрос локальный. История группы Queen — совсем не об этом. Впрочем, это уже не так интересно на фоне того, что режиссёра «Богемской рапсодии» Брайана Сингера лишили номинации на премию Британской киноакадемии из-за обвинений в сексуальных домогательствах. Не на «Оскар», конечно, но тоже премия не последняя. Пока режиссёр снимал фильм о геях, четверо мужчин рассказали, что Сингер домогался их, когда они были несовершеннолетними. Хотел понравиться, но промахнулся. Потому что всегда найдётся кто-то обиженный, кто-то, кто поймёт, что пришло его время — время пользоваться своим правом тотальной власти. При полном отсутствии вложений можно получить значительные дивиденды. Нужно просто созвать комсомольское собрание обиженных. И покарать того, кого выберут виновным. И заставить покаяться. А потом снова покарать. Демократия оказалась властью тех, кто считает себя беспомощным и жалким, властью тех, кто стремится быть жертвой. Не жертвуя при этом ничем. Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

о скандалах вокруг вручения кинонаграды «Оскар»
© RT на русском