Bloomberg (США): план Путина сделать российские города привлекательными для жизни
Воскресным декабрьским утром в Торжок, небольшой сонный город, расположенный примерно в 250 километрах к северо-западу от Москвы, пришло будущее. Оно явилось в виде похожего на ярко-красную гусеницу скоростного электропоезда, который пыхтел и пробирался по заснеженным лесам к городу с населением 50 тысяч человек.Первым рейсом скоростного поезда, который назвали «Ласточкой», в город прибыло всего с десяток пассажиров. Среди них была и Татьяна Соколова, предприниматель и один из растущего числа энтузиастов, активно взявшихся решать проблему возрождения малых городов по всей стране — в том числе и своего родного города Торжка. На протяжении последних лет десяти Владимиру Путину удается оставаться популярным в своей стране благодаря рискованным предприятиям за рубежом — вторжению на Украину, бомбардировкам Сирии — и расхваливанию новых систем вооружения, которые могут представить угрозу для Америки. Однако в последнее время ощущается негативное влияние вялого экономического развития и созданного им же пенсионного кризиса, в результате чего рейтинги президента падают. Но для российского президента по-прежнему существуют и положительные моменты — спокойная и «ровная» составляющая его внутренней политики, которая позволяет удержать рейтинг его популярности от дальнейшего падения. С 2011 года Кремль продвигает программу модернизации российских больших и малых городов, на которую выделяются миллиарды долларов. Только на реновацию Москвы за последние четыре года было выделено 2,1 триллиона рублей (31,7 миллиарда долларов). Стремительная модернизация столицы стала источником немалой зависти в стране, привыкшей к разовым акциям подобного рода, например, к реконструкции и благоустойству Сочи к Олимпийским играм 2014 года и нескольких городов — к чемпионату мира по футболу 2018 года (правда, некоторые из проектов реновации и благоустройства удалось реализовать не совсем так, как планировалось — особенно это касается тротуаров Москвы). Но за пределами Москвы средства, выделенные на реконструкцию и благоустройство, помогают привести в порядок 40 малых российских городов с общим населением 23 миллиона человек, расположенных на территории от Европы до Дальнего Востока, а также исторические города на западе России. Ежегодно на реконструкцию железных дорог, улиц и площадей тратится около 1,5 миллиарда долларов, а на будущее выделяются еще несколько миллиардов. Правда, учитывая сокращение расходов на здравоохранение и предложения повысить пенсионный возраст, пока совсем ясно, удастся ли успокоить россиян надолго. По словам Аббаса Галлямова, политтехнолога, работавшего в правительстве, людей все больше волнуют основные проблемы качества жизни. Что касается мотивов, стоящих за стремлением Путина к возрождению городов, он считает, что они те же самые, что и всегда. «Они объехали всю Европу, — говорит Галлямов. — Им там понравилось. И теперь они хотят, чтобы Россия стала лучше Запада». Среди многочисленных городов, которым выделены средства на проведение этих работ — Торжок. Город раскинулся на берегах реки Тверцы, извивающейся между холмами, усеянными разваливающимися храмами. Благодаря своей 1000-летней истории этот город, входивший в состав средневековой Новгородской республики, постоянно привлекает отдыхающих москвичей. Когда «Ласточка» прибыла в город, за пультом управления был Александр Светличкин. По словам машиниста, после нескольких десятков лет вождения старых поездов советских времен он наконец испытывает чувство гордости. В новых вагонах тихо и чисто, установлены удобные сиденья, имеются туалеты, и работает хорошо обученный персонал. В поезде организовано питание, есть Wi-Fi и розетки для подключения зарядных устройств. Парк Московско-Тверской пригородной пассажирской компании насчитывает 47 поездов, среди которых теперь есть и 22 скоростных электропоезда. И хотя они еще не совсем соответствуют западноевропейским стандартам, их запуск обрадовал жителей таких городов, как Торжок, говорит Светличкин. В поезде рядом с ним был и его начальник, Олег Федотов. Когда «Ласточка» наконец прибыла в Торжок, Соколова и Светличкин наблюдали, как Федотов, руководитель компании, перерезал красную ленточку, натянутую через пути. На импровизированное мероприятие собралась лишь около десятка зрителей, но Соколова, похоже, не придала этому значения. Она целый год активно выступала за реализацию проекта запуска скоростного поезда. По ее мнению, благодаря запуску «Ласточки» город на шаг приблизился к тому, чтобы стать настоящей приманкой для туристов — и инвесторов. Ее мечта не оторвана от реальности. Опубликованный в прошлом году аналитический доклад Всемирного банка свидетельствует о значительном увеличении налоговых поступлений в Тверской области после запуска высокоскоростных поездов. Область может стать более привлекательной для семей (и предприятий), которые столкнулись с непомерно высокими ценами и ценовой конкуренцией в Москве, где в настоящее время проживает 11,9 миллиона человек. Оказалось, что это является конечной целью этой государственной инициативы по возрождению городов. Поскольку россияне все чаще переезжают в большие города, население малых городов сокращается, и они пустеют. Если сделать их более привлекательными для жизни и работы, есть надежда, что россияне не будут уезжать из родных мест. Когда Татьяна Соколова, которой сейчас 46 лет, уехала в большой город, она была еще подростком. До поступления в Московскую школу управления в Сколково она занималась малым бизнесом. Она также помогла запустить проект реконструкции заброшенных московских заводов. Один из проектов был реализован в промышленном районе «АРМА», где сейчас расположены офисы, рестораны и кафе. Он стал образцом той реновации, которая проводится в Москве в последние годы. По ее словам, однажды ей на глаза случайно попало предложение студента о благоустройстве городского пространства — это был проект возрождения Торжка. В проекте рассказывалось, как на примере этого города можно с помощью туризма возродить провинциальные города России, испытывающие не лучшие времена. «Я подумала: „Отличная идея", — рассказывает Соколова. — Как я могу реализовать ее как предприниматель?» Она начала с организации экскурсий выходного дня для москвичей, ищущих необычные места для поездок. Учитывая природную красоту и архитектуру Торжка, спрос был очевидным. Но существовавшие транспортные решения и инфраструктура города не позволяли справиться с наплывом туристов, говорит она. Соколова пыталась привлечь местных жителей на свою сторону, добиваясь всеобщего одобрения и избегая более стандартных административно-командных решений. Она даже организовала «книжный шкаф» на берегу реки для обмена книгами, расставив поблизости самодельные стулья, чтобы жители могли встречаться там и обсуждать «будущее своего города». Хотя местные чиновники относились к ней с подозрением, благодаря своим связям в школе управления в Сколково ее в итоге удостоили приглашения встретиться с губернатором Твери. Вскоре после этого в Торжке появился новый мэр — 37-летний Александр Меньщиков, выпускник элитной Высшей школы экономики. До вступления в должность Меньщиков был заместителем губернатора области по вопросам развития инфраструктуры и туризма. В областном центре он курировал первый крупный проект реновации. В прошлом году был вновь открыт «путевой» дворец Екатерины II, построенный для отдыха на пути между Санкт-Петербургом и Москвой. Дворец и его художественную галерею Меньщиков реконструировал на средства, предоставленные Международным банком реконструкции и развития, входящим в Группу Всемирного банка. В очереди на получение подобного гранта — на этот раз от Европейского банка реконструкции и развития — был Торжок, но в 2014 году, когда Путин вторгся на Украину, банк отказался предоставлять средства. Несмотря на это, город получил 22,3 миллиона долларов от Нового банка развития, созданного странами БРИКС. Эти средства пошли на модернизацию четырех исторических зданий и центральной площади города. Проект реконструкции, в разработке которого участвовала команда Соколовой, включает в себя музей, здания присутственных мест, а также жилые дома, представляющие историческую и художественную ценность. Средства получают и другие исторические города — от Выборга на финской границе до Чистополя в Татарстане. Модернизация городов стала одной из ключевых задач нынешнего президентского срока Путина. Похоже, что эта идея привлекла его внимание еще в 2012 году, когда требования улучшений стали важной темой антиправительственных протестов. В марте прошлого года Путин заявил о важности этой части своей внутренней повестки, пообещав удвоить расходы на модернизацию инфраструктуры. Около 80% россиян живут в крупных городах. Целью, заявил он тогда, является «формирование массового, деятельного среднего класса», представители которого не будут уезжать из родных городов в российские столицы или, что еще хуже — в зарубежные страны. Он также подчеркнул, что успех проекта зависит от способности местных чиновников учитывать мнение местных жителей. Дмитрий Орлов, член Высшего совета партии «Единая Россия», заявил, что создание комфортной городской среды является важнейшей частью стратегии Кремля. КБ «Стрелка», российское конструкторское бюро, осуществлявшее разработку некоторых проектов реконструкции Москвы, является одним из основных подрядчиков в разработке дизайн-проектов благоустройства общественного пространства в 40 городах (которая начинает сворачиваться), в рамках которых оказывается помощь местным архитекторам в различных городах — от Новосибирска до Екатеринбурга и Владивостока. К работе по модернизации бульвара длинной около полутора километров в Саратове была привлечена голландская архитектурная фирма «Уэст 8» (West 8), занимавшаяся проектом по ландшафтному дизайну на Губернаторском острове (Governors Island) в Нью-Йорке. Проектная фирма «Сноэтта» (Snøhetta), которая участвовала в реконструкции здания Национальной оперы в Осло, возглавила работы по благоустройству парка Хусейна бен Талала в Грозном, когда-то разбомбленной столице Чечни. А в Твери КБ «Стрелка» предложило проекты благоустройства улиц, площадей и набережной Волги. «Мы выбрали улицы, площади, набережные, парки и бульвары, потенциал которых используется не в полной мере,- говорят в КБ „Стрелка". — Местные архитекторы разработали дизайн-проекты, которые следовали пяти ключевым принципам: это разнообразие, идентичность, комфорт, безопасность и экологичность». Безусловно, некоторые россияне считают эту программу чрезвычайно дорогостоящим амбициозным проектом, и думаюи, что выделенные на него средства лучше было бы потратить на модернизацию базовой инфраструктуры. Однако в идее Путина использовать реновацию Москвы в качестве модели для других населенных пунктов, возможно, что-то есть. В докладе компании PwC за 2018 год, в котором аналитики сравнили 14 крупных городов мира, отмечается, что уровень удовлетворенности жителей Москвы результатами реновации и благоустройства городских пространств оказался выше среднего. При оценке они учитывали такие показатели, как качество жилья, благоустройство зон отдыха, транспортная и социальная инфраструктуры. К такому же выводу пришли и специалисты «Бостон консалтинг Груп» (Boston Consulting Group/BCG), проводившие исследование в прошлом году. «Москва действует в рамках системной логики — благоустройство и реконструкция жилых домов и прилегающих территорий, благоустройство пространств, отведенных для транспорта, создание новых достопримечательных мест, — говорится в докладе BCG. — Реновация Москвы привела к улучшению восприятия и изменению поведения городских жителей в рамках многих элементов городской среды». Но политтехнолог Галлямов хотел бы предостеречь Кремль: по результатам исследования, проведенного в фокус-группах, говорит он, россиян гораздо больше волнуют пенсии и зарплаты, чем тротуары и кафе. Правда, есть и те, кто настроен оптимистически. 28-летний Антон Бакун, вернувшийся в Торжок из Санкт-Петербурга, где он работал в цифровых СМИ, высоко оценил новый подход. Теперь он работает фрилансером и ведет в «Инстаграм» аккаунты многочисленных малых предприятий и является членом команды Соколовой, занимающейся возрождением города. По его словам, десять лет назад идея переехать сюда показалась бы безумной. Но в последнее время город изменился. Появились новые предприятия, компании и новая культура. Один из местных жителей организовал благотворительный фонд помощи пожилым людям по доставке дров, а другие жители объединились, чтобы возродить килу — древнюю русскую игру, напоминающую американский футбол. В старом Торжке, говорит Бакун, этого бы не произошло. «Главное — изменить менталитет», — говорит он.