Как пытались нажиться на курских инвалидах
Недобросовестный поставщик из Владимира четыре раза переименовывал фирму, чтобы участвовать в тендерах После 7-летнего перерыва работу по предоставлению инвалидам необходимых технических средств вновь передали в Фонд социального страхования. В пятницу, 1 февраля, на пресс-конференции сотрудники курского регионального отделения ФСС РФ рассказали об итогах своей работы и проблемах, с которыми столкнулись. Недобросовестные поставщики Специалистам Фонда пришлось не только выполнять свои прямые обязанности, но и проверять, как работают фирмы, получившие контракты на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР). - Мы столкнулись с очень разными организациями. Некоторые пытались игнорировать условия контракта, - рассказала журналистам Елена Чуева, начальник отдела социальных программ курского регионального отделения ФСС РФ. - Игнорировали прописанную в контракте доставку до места жительстваа инвалида. Это входит в стоимость контракта, но некотоыре организации предпочитают, чтобы инвалид приехал к ним. Были даже такие, кто опускался до подделки подписей самих получателей. С одной организацией пришлось 4 раза проводить приемку товара, в итоге приняли только через два месяца, когда средства реабилитации поступили. А инвалиды были вынуждены 2 месяца обходиться без средств реабилитации, потому что была недоукомплектация, был просроченный товар и некачественный. Еще один поставщик не потрудился снять с ребенка, которому необходимы ходунки, индивидуальные размеры. Да к тому же передал их не до 15 ноября, как указано в контракте, а только в конце декабря. И в документах появились подписи неизвестных людей, а вовсе не получателей тех самых ходунков. Такую работу поставщика фонд не оплатит, в ситуации будут разбираться с помощью правоохранительных органов. В результате работы специалистов ФСС 8 организаций выплатили немаленькие штрафы и пени. Несколько фирм внесли в реестр недобросовестных поставщиков. К слову, желающих нажиться на чужих страданиях хватает. Одна такая компания, из Владимира, четыре раза меняла названия, чтобы участвовать в тендерах. Не исключено, что в следующий раз она попадет в реестр уже с пятым названием. Задолженность по креслам-коляскам и костылям Еще одна проблема касалась задолженности перед инвалидами по ТСР. Например, люди не получили больше 8 тысяч протено-ортопедических изделий на сумму свыше 88 млн. рублей. По креслам-коляскам задолженность превысила 1000 штук, это около 40 млн. рублей. В общей сложности было 19,5 тысячи необработанных заявок на 226 млн. Плюс поступали новые обращения, всего за 2018 год из было больше 20 тысяч. - Мы проанализировали ценовую политику прошлых лет. Стоимость складывалась достаточно высокая, в два с лишним раза превышала среднюю по ЦФО, - отметила управляющий курским региональным отделением ФСС Нина Ткачёва. - Была задача — снизить начальную цену и как можно больше инвалидов обеспечить средствами реабилитации. Мы подошли к вопросу очень строго и жестко, но смогли упорядочить ценовую политику. Например, специалисты фонда выдали 1648 кресел-колясок, из них 1085 — по заявкам 2017 года и немного — для людей, обращавшихся аж в 2016 году. Инвалиды получили около 3 тысяч слуховых аппаратов, свыше 13 тысяч протезно-ортопедических изделий, больше 3 млн. единиц абсорбирующего белья. Всего к концу года выдали свыше четырех млн. изделий. То есть смогли погасить задолженность 2017 года, обеспечить заявки 2018-го и текущего года до марта. Почему не выплатили компенсацию Инвалид или его законные представители могут и сами приобрести все, что полагается, а потом вернуть потраченные деньги. Однако на практике это может обернуться проблемами. К 2018 году задолженность по таким компенсациям составила 36 млн. рублей. Причем на текущие заявки ФСС получил тогда всего 32 млн. Впрочем, эту задачу специалистам удалось решить. Когда пересмотрели начальную стоимость контрактов, удалось высвободить дополнительно 55 млн. рублей. Долги погасили. Однако не все куряне полностью возместили свои расходы. - Люди, привыкшие получать компенсацию, обращались к поставщикам, с которыми привыкли работать. Но там цены намного выше, чем в среднем по нашим контрактам, - объяснила Нина Васильевна. - Естественно, по закону в таком случае мы не можем возместить всю стоимость изделия. Разницу людям пришлось оплачивать из своего кармана. Были и отказы в выплатах — больше 10%, из-за неправильно оформленных финансовых документов. Без чека и товарной накладной специалисты ФСС просто не могут вернуть людям деньги. В итоге компенсацию получить не удалось. Во избежание таких ситуаций инвалидам постоянно рекомендовали не спешить с покупкой технических средств реабилитации. Прислушались к таким советам не все. Особенно много споров было по ортопедической обуви. Они касались и количества пар, которое должны выдать, и стоимости. Более того, когда сотрудники Фонда стали проверять торговые точки, выяснилась очень неприятная вещь. У магазинов не было разрешения на продажу ортопедической обуви, за исключением специализированных салонов. Только к концу 2018 года удалось убедить основную массу получателей не спешить с покупкой, чтобы не переплачивать и получить сертифицированные изделия. Но единичные споры бывают до сих пор. Справочник льготника За год работы специалисты Фонда социального страхования убедились, что далеко не все льготники знают свои права. Иправлять ситуацию в регионе будут с помощью бесплатного буклета, для которого уже готовы сотни вопросов и ответов. Людям с ограниченными возможностями здоровья расскажут, что именно им положено по закону и как все это получить. Сколько времени полагается пользоваться тем или иным техническим средством реабилитации. Также в справочнике будут ответы на другие вопросы. На стадии запуска проект «Цифровая компенсация за самостоятельно приобретенные средства реабилитации». В проекте задействованы онлайн-кассы и электронные каналы взаимодействия с ФСС. Покупатель самостоятельно приобретает средство реабилитации, а потом получает компенсацию через 5 дней после покупки, не приходя в региональное отделение. Еще в 2019 году будут действовать два пилотных проекта – «Социальный навигатор» и «Детский СоцПИН». Первый из них уже наполняется информацией о социальных объектах Курской области. Второй поможет родителям вовремя получать необходимые для ребенка-инвалида предметы. По почте, СМС или на электронный адрес направят план обеспечения средствами реабилитации, извещения о том, когда нужно написать заявления, подать те или иные документы и т. д. Родители сами выберут, как им удобнее получать такую информацию. Юлия Голубчикова