В Поднебесной на пуантах. Нижегородские артисты вернулись из большого турне по Китаю
Огромные театры в Китае вырастают за пару лет Русскую балетную школу в Китае знают, любят, восхищаются. Поэтому каждый шаг наших артистов, несмотря на пуанты, получался громким. Собирать овации им пришлось на ведущих площадках Пекина, Шанхая и других городов. Например, в провинции Гуандун «Лебединое озеро» показали на сцене оперного театра Чжухай — огромного здания в виде морской ракушки. Эта невероятная конструкция находится на побережье и занимает площадь почти 60 тыс кв. км. А вот оперный театр в Гуанчжоу, расположенный на берегу реки, похож на корабль из будущего. Шанхайский большой театр, где помещается 2 тысячи зрителей, напоминает хрустальный дворец. Не менее впечатляющим нижегородским артистам показался Национальный оперный театр, построенный посреди искусственного озера. — Театры строят буквально за пару лет. Приезжаешь в город, где выступал несколько лет назад, а там уже вырос красавец-концертный зал. Нам такие театры и не снились. Это произведение архитектуры, — рассказывает прима-балерина Юлия Ануфриева. — Это суперсовременные залы с фантастическим светом, потрясающей акустикой, огромной сценой, вмещающей в себя масштабные декорации, с большими гримерками, просторным закулисьем. Это кардинально отличается от выступлений в старых европейских театрах, где всё кулуарно. Мы могли танцевать «Спящую красавицу» на 6 метрах сцены. В Китае нет таких площадок. Здесь все с размахом! Поэтому на китайской сцене должны быть всегда 24 лебедя, иначе мы потеряемся. От синхронного танца 24 балерин да еще в таких потрясающих сценических условиях мурашки по телу бегут. Новый год — только в торговых центрах Новогодние праздники застали артистов в Шанхае — там труппа давала 5 спектаклей. — Несколько лет назад мы были на гастролях в США – выступления пришлись на Рождество. Даже воздух был пропитан атмосферой праздника. Везде играла музыка Чайковского, мы танцевали «Щелкунчика» и дарили волшебство рождественской сказки зрителям. В Китае Новый год празднуется в феврале, переход из одного года в другой в стране не отмечают. Только в крупных торговых центрах можно встретить новогоднюю елку и услышать Merry Christmas. Это сделано для туристов и тех, кто приехал из других стран и живет в Китае, — рассказывает Юлия. Спектакль закончился 31 декабря в 22.30, труппа собралась на небольшой праздничный ужин, встретили новый год по китайскому времени с разницей в 5 часов и отправились спать, ведь 1 января было запланировано следующие выступление. Можно сказать, Новый год пропустили. Но гастроли — это, прежде всего, работа. Китайский зритель смотрит спектакль в полной тишине Артисты рассказывают: китайский зритель - особенный, он сильно отличается от европейского и американского. — К этому сложно привыкнуть. Когда ты выступаешь перед российским зрителем, тебе хлопают после каждого номера, после каждого удачного па. Наша публика поддерживает артистов в течение всего спектакля. А китайский зритель смотрит спектакль на одном дыхании, без единой эмоции, и только в самом конце срывается на овации, — делится балерина. — И это не говорит о пафосности – просто у них другое восприятие театра. Они реагируют феерично, но принимают всё действие целиком. Можно сказать, публика держит артиста весь спектакль на нерве – хочется выдавать больше и больше… В огромном темном зале не видно зрителей, не слышно эмоций, и, когда в конце спектакля начинает аплодировать тысячный зал, это дорогого стоит, признаются артисты. В Китае очень любят русский балет, но, в то же время, они очень требовательны, одно из главных условий — синхронность, все движения артистов должны быть техничны и отточены. По словам Юлии Ануфриевой, импресарио ориентируются на высокую планку, которую задает китайская сторона, поэтому для гастролей в Поднебесную по-особому отбирают артистов и скрупулезно репетируют. — Китайцы очень ценят искусство, прививают любовь к нему детям. Да, они много работают, но и уделяют время тому, что развивает душу. Они очень любят русский балет и особенно выделяют «Лебединое озеро» . В легенде о заколдованной девушке, похищенной злым волшебником, превращенной в лебедя и спасенной прекрасной юношей, есть созвучное их культуре, — говорит нижегородская балерина. «Всё сделано для людей!» Первый раз Юлия Ануфриева поехала с гастролями в Китай в 17 лет - с Нижегородским театром оперы и балета. А январские гастроли были 15-ми в биографии балерины. Она говорит, что за эти годы страна поменялась кардинально. — С каждым годом Китай меняется. И метаморфозы колоссальные. Как будто читаешь книгу – перелистываешь страницу, и новая картинка. И так каждый наш приезд. Как люди живут, строят, меняют свою жизнь – восхищает! Сегодня в городах всё сделано для людей. В начале нулевых это была страна контрастов: ты можешь жить в хорошей гостинице, но она стоит среди трущоб. Постепенно старые ветхие дома снесли, а на их месте выросли новые микрорайоны, много высоток. Решен вопрос с дорогами. Сделаны разноуровневые магистрали, хорошо организовано городское движение, — рассказывает балерина. Городское пространство продумано, среди высоток и застроенных микрорайонов много парков с великолепным благоустройством, где можно отдохнуть всей семьей, всё благоухает, всё по фэн-шую, делится наша героиня. — Гуляют бабушки с дедушками за ручку, мамы с колясками, проходят красивые пары, кто-то спортом занимается, кто-то на велосипеде катается. Все красивые, улыбчивые, хорошо одетые. Как мир кино. Вся территория парка – под присмотром. Всё организовано таким образом, что гость, который не знает китайского, разберется, как ему добраться в ту или иную точку в городе. Очень много парковок с велосипедами – можно брать в аренду и ездить по городу, — удивляется Юлия Ануфриева. — Несмотря на то, что в стране достаточно развит средний класс, разделение между состоятельными и малоимущими в глаза не бросается. На каждом шагу кафешки, где подают традиционную китайскую еду, при тебе же ее и готовят. То есть уличной забегаловке за пластиковым столом может сидеть молодежь, которая только вышла из «Ягуара». Радует, что страна бережно хранит не только свои традиции, но и культуру еды. Но есть и обратная сторона колоссальных изменений в стране - всё очень дорого. Того Китая, с низкими ценами и доступными товарами, больше нет. Тем не менее, считает Юлия Ануфриева, эту страну всё равно стоит посетить. Китай любит удивлять.